Неоднократно высказывались опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. За это время многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход.
Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»
Не остается в стороне в решении данной задачи современной системы образования и наш Советский район. В течение последней декады октября в трех школах района пройдут три региональных семинара.
Первыми эстафету региональных семинаров приняли педагоги МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное, где 17 октября 2014 года в соответствии с планом работы ГАУ ДПО «СОИРО» прошел аналитический семинар «Современный урок. Новые образовательные результаты» для учителей начальных классов.
В работе семинара приняли участие 60 педагогов из 12 районов Саратовской области.
Открыла семинар Рогожина В.С., начальник управления образования, которая отметила, что современный урок является основной формой реализации требований ФГОС. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Приветствовала участников семинара Марчук С.В., старший методист кафедры ДИНО ГАУ ДПО «СОИРО», которая выразила надежду на продуктивную и плодотворную работу на семинаре.
В пленарной части семинара были рассмотрены теоретические вопросы.
Волкова С.Н. руководитель ТГПР учителей начальных классов Советского района и Кузнецова Н.Г., учитель начальных классов раскрыли особенности современного урока, его новые образовательные результаты.
Бредихина М.А., учитель начальных классов рассказали об обновлении педагогической деятельности учителя в условиях реализации ФГОС НОО.
Карманова Е.В., учитель начальных классов, поделилась новой образовательной технологией: системой оценивания образовательных достижений младших школьников.
В практической части семинара были показаны 6 уроков учителей, работающих в начальной школе:
- Урок русского языка в 3 классе «Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных». Саблина С.А., учитель начальных классов.
- Урок математики во 2 классе «Сложение и вычитание чисел». Бредихина М.А., учитель начальных классов
- Урок математики во 2 классе «Плоские и объёмные фигуры» Захарова Т.Р. учитель начальных классов.
- Урок окружающего мира в 4 классе «Как мы дышим». Карманова Е.В., учитель начальных классов.
- Урок литературного чтения в 4 классе «Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни. А.И. Крылов «Слон и Моська». Рудометова Л.В. учитель начальных классов.
- Урок окружающего мира в 3 классе. «Живые участники круговорота веществ». Волкова С.Н., учитель начальных классов.
Также были даны 3 мастер-класса:
- «Решение проектных задач как одна из составляющих реализации проектной линии школы». Андреева Т.А., заместитель директора по учебной работе.
- «Формирование коммуникативных УУД посредством решения проектных задач». Жуликова М.А., учитель начальных классов, Морозова Н.С. учитель начальных классов.
- «Интеллектуально-преобразовательная деятельность младших школьников как основной этап формирования метапредметных умений (на примере решения проектной задачи с использованием ситуативных заданий)». Вартапетова О.А., учитель начальных классов.
Всем присутствующим педагогам учащиеся школы подарили осеннюю музыкальную открытку, исполнив прекрасные песни и танец.
Анализируя показанные открытые уроки учителями начальной школы, можно отметить, что для одних успех современного урока обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя; для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого; для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Подводя итоги Рахманкулов Р.Р., начальник информационно-методического отдела, отметил, что как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е. важный, существенный для настоящего времени. Поэтому, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Он также подчеркнул важность и необходимость подобных мероприятий, поблагодарил коллектив школы во главе с директором Исакиной Н.Ю. за подготовку регионального семинара, который стал хорошей школой для присутствующих педагогов по проведению современного урока в условиях реализации требований ФГОС.
Семинар показал, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. |