В целях повышения качества образования, через эффективное управление образовательным процессом, через внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы педагогических коллективов, на основании приказа управления образования № 60 от 07.02.2011 г., в марте 2011 г. проведена диагностика инновационного потенциала педагогического сообщества Советского района.
Диагностика проводилась по параметрам: способность педагогов к саморазвитию; восприимчивость педагогического коллектива к новшествам; мотивация достижения успеха; готовность к творческо-инновационной деятельности; квалификационная готовность педагогического коллектива.
По результатам диагностики способность к саморазвитию у большинства педагогов на уровне активного развития – 86,3%. Отсутствует сложившаяся система саморазвития у 13,4%, т.е. при работе с этими педагогами ведущую роль играет работа администрации образовательного учреждения, т.к. ориентация на развитие данных педагогов сильно зависит от условий. 0,3% (1 чел.) – остановившееся развитие. В работе с такими педагогами не приходится говорить о введении инноваций. Работа педагогов требует постоянного саморазвития, т.к. жизнь меняется, меняются требования к подготовке детей к школе, к уровню их образования. Воспитатели и учителя, даже в повседневной работе, без внедрения инноваций, уже не могут работать «По-старинке». Поэтому необходимо провести анализ причин в случае остановившегося развития (15-35 баллов): возрастная категория педагога, сроки прохождения курсовой подготовки, проблема эмоционального выгорания или др. проблемы и создать необходимые условия для саморазвития.
Уровень восприимчивости педагогических коллективов к новшествам оптимальный в д/с «Ромашка», д/с «Теремок», д/с «Солнышко», д/с «Смена» - 16% ОУ района. Допустимый уровень во всех школах района и учреждениях дополнительного образования, д/с «№119», д/с «Ягодка», д/с «Тополек», д/с «Красная Шапочка» - 68% ОУ района. Низкий уровень восприимчивости педагогов к новшествам в д/с «Звездочка», д/с «Чайка», д/с «Василек» - 12%, критический в д/с «Чебурашка» - 4%.
Мотивация на успех у 74,3% педагогов. Эти педагоги, начиная дело, ориентированы на достижение чего-то конструктивного, положительного, настойчивы в достижении цели. Боязнь неудачи у 1 чел. (0,3%) – ООШ с. Любимово. С данным педагогом необходимо поработать психологу, так как, начиная дело, такой человек заранее боится возможной неудачи и думает, как ее избежать, возможно проявление повышенной тревожности и низкой уверенности в своих силах. Мотивационный полюс ярко не выражен у 25,5% педагогов. Школам необходимо проанализировать, какие тенденции преобладают, и если у педагогов по данной методике получено 8, 9 баллов, то с ними также необходимо провести профилактическую работу психологам, т.к. преобладает тенденция к избеганию неудачи.
Готовность к творческо-инновационной деятельности на высоком уровне у 70,5% педагогов, на среднем у 25,2%, низкий уровень 4,3%. Много учителей с низким уровнем готовности к творческо-инновационной деятельности в школе с. Александровка.
Квалификационная готовность – самый сложный и один из наиболее важных показателей, подтверждающих критерии мотивации и способности к саморазвитию. Оптимальный уровень квалификационной готовности в 9 ОУ (36%): СОШ №1 р.п. Степное, СОШ р.п. Пушкино, СОШ с. Мечетное, ООШ с. Любимово, ООШ с. Золотая Степь, д/с «Ромашка», д/с «Теремок», д/с «Солнышко», ДЮСШ. Допустимый уровень в 5 ОУ (20%): СОШ №2 р.п. Степное, СОШ с. Александровка, ООШ с. Розовое, ООШ с. Новокривовка, д/с «Красная Шапочка». Низкий в 4 ОУ (16%): СОШ р.п. Советское, д/с «Звездочка», д/с «Василек», РДДиЮ. Критический уровень квалификационной готовности в 7 ОУ (28%): ООШ с. Пионерское, д/с «№119», д/с «Ягодка», д/с «Тополек», д/с «Чайка», д/с «Смена», д/с «Чебурашка».
Таким образом, основные проблемы связаны с уровнем квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Конечно, достоверность отдельных результатов в некоторых учреждениях вызывает сомнения. Однако материалы запрашивались за подписью руководителя учреждения, и руководители заверили представленные данные. Таким образом, критический уровень квалификационной готовности в школе с. Пионерское, ДОУ «Тополек» при высоких показателях способности педагогов к саморазвитию, мотивации на успех, говорит о слабой работе администрации школы по вопросу повышения квалификации педагогических работников учреждения. В ДОУ д/с «Смена» и д/с «Чайка» необходимо решать проблему мотивации персонала. В ДОУ д/с «№ 119» продолжить работу по повышению квалификации воспитателей.
Педагог-психолог МУ «ИМОУО» Н.А. Ильинова |