Президент Российской академии образования, академик Ольга Юрьевна Васильева представила Концепцию развития наставничества в Российской Федерации, подготовленную учеными РАО.
«В современных условиях развития России наставничество становится важнейшим ресурсом повышения гражданственности, трудовой сознательности, желания работников всех профессиональных областей служить укреплению нашего государства. Сегодня наставничество в стране возрождается: оно развивается, безусловно, с опорой на весь наш богатый прошлый опыт, и, вместе с тем, ему необходимы новые подходы – наставничество должно отвечать современным вызовам», – рассказала О.Ю. Васильева в рамках пресс-конференции «Кадровый актив и потенциал высшего образования: ученые, педагоги и наставники», состоявшейся в пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня».
В Год педагога и наставника ученые РАО провели исследование, в котором приняли участие более 4 300 педагогов из 8 федеральных округов нашей страны. Более 83% из них участвуют в той или иной форме наставнической деятельности, а 75% указали на то, что испытывают потребность в повышении квалификации по организации наставничества.
Специалистами Академии выявлен ряд проблемных зон: выяснилось, что необходима дополнительная проработка психолого-педагогических особенностей наставничества, его форм, методов и содержания, научно-методическое сопровождение, материальное и нематериальное стимулирование наставников, проведение широкой разъяснительной работы среди педагогов о необходимости наставнической работы в разных формах. Эти данные легли в основу разработки Концепции.
Подготовленный учеными РАО документ является базовым для организации наставнических практик в различных профессиональных сферах.
По мнению авторов Концепции, изменения, которые в условиях цифровизации претерпевают все профессии, вносят существенные коррективы в содержание работы наставников. Сегодня наставником может быть только сотрудник, владеющий цифровыми, инновационно-творческими и коммуникативными навыками, способный к профессиональной мобильности и непрерывному самообразованию.
Согласно Концепции, приоритетной миссией наставника на современном этапе становится создание условий для становления молодого сотрудника в новых реалиях, вне зависимости от профессиональной сферы.
Какие задачи решает наставник? Изучает личность и профессиональный потенциал подопечного, его «дефициты», повышает профессиональное мастерство молодого работника, создает условия для его социализации, устанавливает и развивает отношения диалога и доверия с подопечным, принимает участие в решении его жизненных проблем.
Формы наставничества также очень разнообразны: традиционная «наставник – подопечный», партнерское наставничество, групповое или командное наставничество, реверсивное, «сетевые» и «виртуальные» формы.
Специалисты РАО выделяют следующие приоритетные направления развития наставничества в нашей стране:
– повышение уровня владения современными технологиями и психолого-педагогической компетентности наставников, их готовности к принятию личности подопечного;
– создание условий для развития творческого и профессионального потенциала самих наставников;
– расширение осведомленности наставников о социально-психологических особенностях современного поколения, культурных ценностях и рисках их социализации;
– работа над развитием гражданской позиции и социальной активности молодых людей, их включенности в жизнь российского государства, в утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа;
– совершенствование практики отбора и подготовки самих наставников.
«Важно продолжить традиции отечественного наставничества, которое на протяжении многих лет обеспечивало своевременное и качественное введение в профессию квалифицированных кадров, последовательный рост их мастерства, духовно-нравственное развитие», – заключила президент РАО О.Ю. Васильева.
В пресс-конференции также приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова, заместитель Председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Екатерина Владимировна Харченко, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Председатель Координационного совета МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы» Елена Вячеславовна Ляпунцова, заместитель Председателя Координационного совета МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы» Юлия Михайловна Белозерова. |