Проблема доступности и качества детских садов – одна из самых острых для россиян. Согласно статистике обращений граждан в Правительство России за прошлый год этой теме было посвящено 1384 жалобы (второе место после жалоб по поводу Единого государственного экзамена – 1895 жалоб). В последние два десятилетия в стране сложился существенный дефицит мест в детских садах, не менее остро стоит проблема квалификации педагогов дошкольного образования.
В связи с этим качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока работы Правительства.
Модернизация дошкольного образования будет проводиться по трем направлениям:
- ликвидация очередности в детские сады.
Цель: обеспечить 100% доступность дошкольного образования для всех нуждающихся в нем детей от 3 до 7 лет к 2016 году (п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599).
Решение: строительство новых современных зданий детских садов и развитие вариативных форм дошкольного образования. Согласно анализу очередности в дошкольные учреждения с учетов демографических расчетов в течение 2013 – 2015 годов необходимо создать около 1,2 млн. мест в
дошкольных учреждениях, что позволит к 2016 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В настоящее время в России 7,8 млн детей от трех до семи лет (из них не получили место в садах 366 тысяч детей). В 2016 году в России будет 8,7 млн детей-дошкольников.
- формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений.
Цель: повышение квалификации педагогов дошкольного образования.
Решение: разработка профессионального стандарта педагогов системы дошкольного образования, повышение зарплат педагогов.
- внедрение нового стандарта дошкольного образования.
Цель: обеспечить качество дошкольного образования, предоставляемого детям дошкольного возраста в различных вариативных формах.
Решение: разработка нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования.
Субъектами Российской Федерации были разработаны и представлены в Минобрнауки России региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования, т.н. «дорожные карты». 2
В рамках реализации «дорожных карт» субъектов Российской Федерации в течение 2013 – 2015 годов планируется введение 755 тыс. новых мест, в том числе:
1) 357 тыс. мест за счет вариативных форм дошкольного образования и услуг дошкольного образования, реализуемых, в том числе, негосударственными организациями (частные, семейные детские сады);
2) 398 тыс. мест за счет приспособления, реконструкции и строительства новых зданий государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений.
На реализацию этих мероприятий в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации на 2013 – 2015 годы предусмотрены дополнительные ассигнования в объеме около 222 млрд рублей.
Чтобы закрыть все потребности в 1,2 млн мест, в ближайшие три года необходимо дополнительно ввести 433 тыс. новых мест. Для этих целей в течение 2013 года из федерального бюджета предусмотрено два транша по 50 млрд рублей.
Министерством образования и науки разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного
образования».
Субсидии будут предоставляться субъектам РФ при наличии согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации комплексов мер («дорожных карт»), предусматривающих к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет и
включающих в себя:
1) обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции новых зданий детских садов;
2) наличие разработанной проектно-сметной документации для строительства новых объектов;
3) выделение земельных участков под строящиеся детские сады;
4) использование архитектурных проектов, предусматривающих возможность многофункционального использования зданий дошкольных учреждений под различные образовательные нужды, в частности, возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования этих зданий под начальные школы;
5) наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования;
6) наличие плана-графика по повышению оплаты труда педагогических работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Общий объем запланированных средств на развитие дошкольного образования в 2013-2015 годах составляет более 1 трлн рублей, в том числе 280 млрд рублей дополнительных ассигнований из федерального бюджета (с учетом 100 млрд рублей в 2013 году).