Четверг, 19.12.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Официальные выступления [331]
Изучение деятельности образовательных учреждений [419]
Решаем вместе [14]
Год семьи [24]
80 лет Великой Победе [1]
Земский учитель [16]
Наши успехи [271]
Национальный проект «Образование» [226]
Для Вас, родители [155]
Целевое обучение [11]
Разговоры о важном [34]
Движение первых [50]
Питание обучающихся [107]
Десятилетие детства [36]
Культурный дневник школьника [29]
Культурный дневник дошкольника [6]
Сертификат дополнительного образования [64]
Совет отцов [17]
Финансово-хозяйственная деятельность [7]
Муниципальный опорный центр [3]
Муниципальный консультационный центр [3]
Новости из образовательных учреждений [516]
Государственная аттестация обучающихся [727]
Электронные услуги [108]
ФГОС [95]
Независимая оценка качества образовательных услуг [357]
Оценка механизмов управления качеством образования [49]
Иду на урок [4]
Методические рекомендации [149]
Аттестация педагогических и руководящих работников [107]
Курсы повышения квалификации [81]
Творческие группы профессионального развития [538]
Инновационная деятельность [245]
Семинары и конференции [450]
Августовский педсовет [170]
Педагог. Как много смысла в этом слове [14]
Конкурсы [701]
Флагманы образования. Муниципалитет [17]
Конкурс - площадка обмена опытом и поиска единомышленников для управленцев муниципальных систем образования.
Учитель года [401]
Всё о конкурсе педагогического мастерства
Воспитатель года [148]
Педагогический дебют [129]
Лучший ученический класс [83]
Самый классный классный [130]
О конкурсе "Самый классный классный"
Олимпиады [614]
Научная конференция учащихся [147]
Духовность и современность [549]
Модернизация общего образования [161]
о реализации проекта Модернизация общего образования
Модернизация дошкольного образования и ФГОС [56]
Экспертный совет по информатизации [24]
информация об Экспертном совете и его мероприятиях
Цифровизация образования [323]
Дистанционное обучение [208]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [247]
Здоровый образ жизни [148]
Билет в будущее [185]
Профилактика правонарушений [103]
Безопасность в образовательных учреждениях [330]
Психологическая служба [156]
ГТО [129]
Школьный спортивный клуб [214]
Школьный музей [5]
Школьный театр [8]
Защита прав участников образовательного процесса [341]
Школа в режиме развития [13]
Юбилеи и праздники [616]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [75]
Год педагога и наставника [38]
Год культурного наследия народов [5]
Год науки и технологий [22]
Год добровольца (волонтера) [30]
Год памяти и славы [101]
Год театра [12]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 10
    Гостей: 10
    Пользователей: 0
    Главная » 2013 » Апрель » 5 » Подросток. Кризис. Преодоление.
    Подросток. Кризис. Преодоление.
    11:51
    Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию – это период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. 

    Самое главное, не упустить этот момент, сблизиться с ребенком, сделать шаг навстречу!

    Наш современный мир, в который вступают девятиклассники по окончании основной школы, ставит их перед задачей выбора профессионального пути. В стенах ли школы, других ли учебных заведениях, будут новые коллективы, новые требования, новые радости и новые трудности. Поэтому именно сейчас уместен  и нужен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является именно переходный возраст.

    Еще в начале 50-х годов XX века одной из популярных тем психологии была тема совладания человека с различными категориями трудностей. На сегодняшний день актуальной остается проблема, которую можно вычленить из данной темы и, создав новую оболочку в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, назвать – уязвимость подростка в кризисной ситуации.

    Резкая смена настроений, переживаний, повышенная возбудимость и огромный диапазон полярных чувств – со всеми проявлениями переходного возраста  мы¸ родители, начинаем борьбу, забыв о том, что перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации, и, как  следствие,  мы косвенно участвуем в создании данных ситуаций. 

    Психологическое неблагополучие в крайних своих проявлениях, ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.

    При возникновении различных  кризисных ситуаций  подросток бессознательно или целенаправленно применяет психологические защиты, - возникает «копинг»  (англ. сope - преодоление) – поведение.
    Набор жизненных ситуаций, как и перечень  способов  их разрешения, могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. 

    При опросах  подростки выделяют следующие случающиеся неприятные события в жизненных сферах:
    1. семья – ссоры в семье;
    2. взаимоотношения со сверстниками – конфликт с другом;
    3. взаимоотношения со значимыми взрослыми – конфликт с учителем;
    4. учебная деятельность – неудача на контрольной, экзаменах;
    5. здоровье – болезни, травмы.
    Однако выше перечисленные кризисные ситуации подростки преодолевают по-разному.
    Наиболее адаптированными подростки оказались именно к сложным жизненным ситуациям, возникающим в семейных отношениях. Наиболее  частыми стратегиями по преодолению кризисной ситуации в семье для младших подростков является альтруизм (Дети, как никто другой, стремятся сохранить мир в семье). А старшие  подростки  пытаются  выйти из кризисной ситуации, так сказать, с сохранением апломба, предпочитая выглядеть и вести себя  так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке. Именно в этот период семья должна быть более сплоченна. Внутреннее благополучие  в семье создает и душевное благополучие у подростка. 

    Значимость ситуации учебной деятельности, как у младших, так и у старших подростков проявляется в наиболее типичной форме – это поиск решения проблемы и сотрудничество, а так же, как правило, поиск эмоциональной поддержки. Однако не все подростки при возникновении проблем в школе могут обратиться за помощью к учителю. Часто встречающимися стратегиями являются отрицание и агрессивность. В связи с этим  нам, педагогам и родителям, дана возможность построить доверительные отношения с ребенком, протянув руку помощи в нужный момент.

    В психологии  проблема подростка на этапе преодоления  всех возрастных проблем тесно связана с такими  понятиями, как «социализация», «компетенция». Новые понятия, новое мышление… В учебных заведениях ведется психологическое сопровождение учащихся 11 – 14 лет, которое предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетентности, позволяющие ему быть адаптированным к условиям окружающего мира, социальной среды.  Компетенции, побуждающие к самоактуализации, приобретению конструктивного опыта преодоления подростком кризисных ситуаций и даже кризисов. И если родители испытывают трудности, не зная как помочь своему ребенку, как правильно выстроить взаимоотношения с подростком, чтобы он понял и прислушался, психологи школ дают консультации родителям, обратившимся за советом.

    «Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить ее, прежде чем взойдет росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды» - слова арабского мудреца имеют глубокий смысл: 
    • для родителей – радость и гордость за сына или дочь, которые в период переходного подросткового возраста  избежали ошибок и сформировали правильную позицию к учебе, в выборе образа жизни.
    • для подростков – взрастить в себе личность, открытую для познания и саморазвития.
    • для педагогов – гордость за достойное поколение, за  будущее России. 

    Дмитриева Марина Владимировна, 
    педагог-психолог I квалификационной категории 
    МБОУ-ООШ с. Золотая Степь Советского района 

    Категория: Психологическая служба | Просмотров: 1141 | Добавил: rrr0901 | Рейтинг: 0.0/0 |

    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]