Четверг, 19.12.2024, 14:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Официальные выступления [331]
Изучение деятельности образовательных учреждений [419]
Решаем вместе [14]
Год семьи [24]
80 лет Великой Победе [1]
Земский учитель [16]
Наши успехи [271]
Национальный проект «Образование» [226]
Для Вас, родители [155]
Целевое обучение [11]
Разговоры о важном [34]
Движение первых [50]
Питание обучающихся [107]
Десятилетие детства [36]
Культурный дневник школьника [29]
Культурный дневник дошкольника [6]
Сертификат дополнительного образования [64]
Совет отцов [17]
Финансово-хозяйственная деятельность [7]
Муниципальный опорный центр [3]
Муниципальный консультационный центр [3]
Новости из образовательных учреждений [516]
Государственная аттестация обучающихся [727]
Электронные услуги [108]
ФГОС [95]
Независимая оценка качества образовательных услуг [357]
Оценка механизмов управления качеством образования [49]
Иду на урок [4]
Методические рекомендации [149]
Аттестация педагогических и руководящих работников [107]
Курсы повышения квалификации [81]
Творческие группы профессионального развития [538]
Инновационная деятельность [245]
Семинары и конференции [450]
Августовский педсовет [170]
Педагог. Как много смысла в этом слове [14]
Конкурсы [701]
Флагманы образования. Муниципалитет [17]
Конкурс - площадка обмена опытом и поиска единомышленников для управленцев муниципальных систем образования.
Учитель года [401]
Всё о конкурсе педагогического мастерства
Воспитатель года [148]
Педагогический дебют [129]
Лучший ученический класс [83]
Самый классный классный [130]
О конкурсе "Самый классный классный"
Олимпиады [614]
Научная конференция учащихся [147]
Духовность и современность [549]
Модернизация общего образования [161]
о реализации проекта Модернизация общего образования
Модернизация дошкольного образования и ФГОС [56]
Экспертный совет по информатизации [24]
информация об Экспертном совете и его мероприятиях
Цифровизация образования [323]
Дистанционное обучение [208]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [247]
Здоровый образ жизни [148]
Билет в будущее [185]
Профилактика правонарушений [103]
Безопасность в образовательных учреждениях [330]
Психологическая служба [156]
ГТО [129]
Школьный спортивный клуб [214]
Школьный музей [5]
Школьный театр [8]
Защита прав участников образовательного процесса [341]
Школа в режиме развития [13]
Юбилеи и праздники [616]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [75]
Год педагога и наставника [38]
Год культурного наследия народов [5]
Год науки и технологий [22]
Год добровольца (волонтера) [30]
Год памяти и славы [101]
Год театра [12]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    «  Февраль 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829
    Онлайн всего: 10
    Гостей: 10
    Пользователей: 0
    Главная » 2012 » Февраль » 27 » Память. Приемы организации запоминаемого материала
    Память. Приемы организации запоминаемого материала
    11:12

    Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Память начинается с запоминания. Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение материала, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание бывает механическим и смысловым. Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового – понимание. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Очень важно активное отношение к заучиванию, что невозможно без напряженного внимания. Лучше 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии утомления, когда не удается сосредоточиться, не дают никакого результата.

    Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом. В.Д. Шадриков предлагал такие способы произвольного или организованного заучивания:

    Группировка:

    - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

    - выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, сравнения и т. п.).

    - план - совокупность опорных пунктов.

    - классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков.

    Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

    Схематизация (построение схем) - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

    Аналогия – установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

    Мнемотехнические приемы (например, зарифмовать то, что нужно запомнить или составить интересное предложение из начальных букв слов, которые нужно запомнить и др.)

    Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

    Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр.

    Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

    Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительным промежутком времени.

                Еще один способ заучивания, Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

    Психологи раскрыли секрет магической «семерки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз. Поэтому, если материала, который нужно выучить очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая  главную мысль одной фразой. Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти.

     

    Методы активного запоминания

    Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную  работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас.

    Метод ключевых слов. Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить: - как вспомнится вся фраза.

    Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

    Метод повторения  И. А. Корсакова (основные принципы).

    1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

    2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

    1-й день —2 повторения;

    2-й день — 1 повторение;

    3-й день — без повторений;

    4-й день — 1 повторение;

    5-й день — без повторений;

    6-й день — без повторений;

    7-й день — 1 повторение.

    3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

    Забывание обычно начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. Поэтому можно дать следующие рекомендации по заучиванию. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз, через 24 часа. Повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто, а пока забывание еще не началось. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

    Комплексный учебный метод. Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повто­рений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод. При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

    «Зубрежка». Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила. Какова процедура «зазубривания»?

    повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить;

    повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды;

    повтори, выждав 10 минут (для запечатления);

    для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа;

    повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

     

    Некоторые закономерности запоминания

    1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

    2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

    3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.

    4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

    5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

    6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

     

    Как запомнить большое количество материала

    Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

     

    Память и чувственный опыт

    Эмоции и чувства могут помочь запоминанию. Постарайтесь понять, какая память у вас преобладает: зрительная, слуховая или двигательная. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте или читайте вслух, зарисовывайте, выписывайте самое важное. Выберите тот способ запоминания, который окажется более эффективным.

    Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него (такое запоминание является мотивированным)

     

    Мы запоминаем лучше:

    1) ту информацию, которой мы постоянно пользуемся, повторяем;

    2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);

    3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);

    4) прерванные действия (незавершенное действие оставляет у человека подсознательное напряжение, так как его необходимо возобновлять).

     

    При запоминании Вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти:

    а)  мысленно представим предмет, который мы хоти запомнить. «Раскрасим» его необычным цветом или представим его огромного размера, «повернем» этот предмет и посмотрим его с разных сторон. Трудно забыть этот предмет после таких действий с образом, не правда ли?

    б) визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое Вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.

     

    Некоторым из нас при запоминании числовой информации помогают  опоры или коды. К ним можно отнести:

    Вербальный код

    Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т. п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа:

    ноль — моль; один — блондин; пять — пятка; шесть — шерсть; семь — семья; восемь — осень; девять — дева и т.п.

    Визуальный (зрительный) код может быть таким: ноль — круг или овал; один — столб (свеча); два — близнецы (пара ботинок); три — треугольник (трехколесный велосипед); четыре — квадрат  (4 лапы   животного); пять — пальцы руки; одиннадцать — футбольная команда; двенадцать — часовая стрелка в полдень и т.п.

    Кодирование информации  по зрительному сходству

    В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

    0=О; 1= Т или Г (главный элемент вертикальная палочка); 2 = П (буква на двух ножках); 3=З; 4=Ч; 5= Б; 6=С; 7=У; 8= В; 9=Р.

    Чтобы запомнить число нужно превратить его цифры в буквы, а с них будут начинаться слова, из которых составим легко запоминающую фразу.

    Если какой-то материал частично забыт, может помочь припоминание – наиболее активное воспроизведение, которое связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Нужно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогут вспомнить необходимое. Припоминает человек различными приемами:

    намеренное использование ассоциаций, когда мы воспроизводим в памяти разного рода обстоятельства, непосредственно связанные с тем, что нужно вспомнить;

    опора на узнавание (забыли точное отчество человека, перебираем все возможные, т.к. попав случайно на правильное отчество, мы узнаем его, испытав чувство знакомости или перебирая в памяти буквы алфавита, можем вспомнить забытое слово)

    Следует учитывать тот факт, что последующая деятельность, похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.

    по материалам учебника «Психология» под редакцией И.В.Дубровиной,  газеты «Школьный психолог», официального информационного портала ЕГЭ www.ege.edu.ru  

    Категория: Психологическая служба | Просмотров: 6480 | Добавил: rrr0901 | Рейтинг: 0.0/0 |

    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]