Новый 2014-2015 учебный год будет ответственным и сложным, так как в образовательных организациях региона, наряду с воспитанниками Саратовской области, появятся дети из Украины, которые видели взрывы, кровь, некоторые потеряли близких. Их родным приходится начинать жизнь заново, меняя вместе с местом проживания свою специальность, социальный статус, материально-бытовые условия, круг общения, что проецируется на детей, суммируясь с травмирующим опытом самого ребенка. Поэтому в очень короткие сроки необходимо создать в образовательной организации такую среду, которая способствовала бы преодолению неблагоприятных последствий стрессовой ситуации, ряда сложных разнородных проблем: материальных, социальных, семейных, личностных. При принятии решения о зачислении детей в образовательную организацию необходимо максимально учесть индивидуальную ситуацию в каждом конкретном случае.
В целях создания комфортных условий обучения детей беженцев необходимо продумать систему мероприятий, включая формирование классов (групп) адаптации; организацию дополнительных занятий и консультаций, в том числе индивидуальных; организацию для групп детей из числа беженцев (в том числе разновозрастных) факультативных, модульных и иных курсов, в том числе в рамках внеурочной деятельности, в целях выравнивания уровня обучающихся; возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий в случаях зачисления по результатам определения уровня фактических знаний ребенка в класс, не соответствующий возрасту, с возможностью перевода ребенка в соответствующий возрасту класс по итогам промежуточных аттестаций в течение учебного года.
Особое внимание необходимо уделить детям, обучавшимся в 9, 11 классах и не завершившим прохождение итоговой аттестации. В этом случае целесообразно зачислять детей на обучение в 2014-2015 учебном году в 9 и 11 классы соответственно, продумывать индивидуальные образовательные траектории, систему промежуточных аттестаций с тем, чтобы по результатам освоения программ учебного плана в конце учебного года можно было допустить выпускников к государственной итоговой аттестации и выдать по ее завершении документы об образовании.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе сравнительного анализа учебных программ Украины и России с целью методической поддержки педагогических и руководящих работников системы образования Саратовской области в организации образовательного процесса, позволяющего адаптировать детей из семей беженцев, граждан Украины, к системе общего образования России.
Методические рекомендации |