В Московском центре качества образования прошла встреча руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова с представителями Ассоциации заместителей директоров школ по управлению качеством образования. Главными темами обсуждения стали повышение объективности оценки качества образования, инновационные технологии, используемые для этого в ведущих московских школах, а также проблемы оценивания знаний школьников.
Перед началом обсуждения Сергея Кравцова провели по залам, где представлены ведущие разработки МЦКО. В современное образование активно внедряют компьютерные технологии: например, для оценки знаний по естественнонаучным предметам разрабатывается симулятор неизвестной планеты, для «исследования» которой нужно применять знания по биологии, , и географии. Для усиления эффекта можно даже использовать очки виртуальной реальности…
Еще одно новшество в оценке образования – онлайн-сервис «Мои достижения» (www.myskills.ru), который дает школьникам возможность, не выходя из дома, решать пробные варианты заданий Государственной итоговой аттестации по различным предметам. Также на сайте есть тренажер заполнения экзаменационных бланков: как показывает практика, ошибки в заполнении – до сих пор самое частое препятствие на пути к успешной сдаче экзаменов. Для тех учеников, у которых после прохождения пробного тестирования остаются вопросы, также работает онлайн-консультация. Ответы можно загружать на сервис двумя способами: либо фотографировать рукописные решения, либо писать стилусом на тач-скрине. Сергей Кравцов подчеркнул, что «Мои достижения» необходимо популяризовать, чтобы каждый школьник знал о возможности потренироваться перед экзаменами.
Говоря об устройстве современной системы оценки качества образования, Сергей Сергеевич напомнил, что сегодня система включает в себя элементы тестирования в начальной школе (4 класс – , русский язык и окружающий мир), НИКО, ОГЭ, ЕГЭ и международные исследования, такие, как, например, PISA или TIMSS. По словам руководителя Рособрнадзора, в настоящий момент важнее всего понять, каким образом можно использовать результаты экзаменов и исследований в методической работе с учителями и в процессе модернизации образования в педагогических вузах.
Средние баллы ЕГЭ, по словам Сергея Кравцова, в этом году остались приблизительно на том же уровне, что и в предыдущем. Небольшое улучшение – в один-два балла – все же произошло, но за счет уменьшения доли учеников, не прошедших минимальный порог. С самым непростыми в этом отношении регионами, в том числе Северо-Кавказским федеральным округом – на протяжении года велась стабильная работа, причем Сергей Сергеевич особо подчеркнул, что «только административными методами ситуацию не исправишь». Вместо этого была проведена системная работа по поддержке, направлению в регион ведущих преподавателей, в том числе и из Москвы. Сентябрьская диагностика выявила главные проблемы – они оказались, в основном, связаны с преподаванием русского языка. Именно с этими проблемами и работали весь год, и работа принесла очевидные плоды. Это, по словам Сергея Кравцова, один из примеров корректного использования результатов оценки качества образования для дальнейшего развития системы образования.
Также Сергей Сергеевич отметил, что с каждым годом в ЕГЭ вводится все больше практико-ориентированных заданий, таких, как, например, устная часть в английском языке (в русский язык, по словам руководителя Рособрнадзора, в скором времени тоже могут быть введены устные задания), идет и сокращение тестовых заданий, что во многом меняет систему подготовки и делает оценку более объективной.
А вот объективность оценок на Всероссийских проверочных работах, наоборот, пока еще оставляет желать лучшего. Так, по словам Сергея Сергеевича, учителя, зная, по данным предыдущих лет, какой процент пятерок, четверок и троек «нужен», очевидно, завышали (или занижали) оценки. Это видно, исходя из минимальных границ каждой оценки, которые резко выделяются на графике, чего по идее быть не должно… И это еще одна серьезная проблема, которую необходимо решать.
Зато в очередном цикле международного исследования PISA Россия сделала большой шаг вперед – этому в первую очередь поспособствовали такие факторы, как постоянное повышение квалификации учителей и, конечно, рост уровня качества оценки знаний учеников.
Источник. |