С 1 сентября 2015 года во всех общеобразовательных учреждениях в 5 классах будет осуществлен переход на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в режиме функционирования, которые не предусматривают наличия регионального компонента. Опыт работы в режиме введения ФГОС ООО по мере готовности показал, что образовательные учреждения испытывают трудности включения предмета «Краеведение» в основную образовательную программу основного общего образования.
По словам академика Д.С Лихачёва, «самым массовым видом науки» является краеведение, в силу конкретности, образности, наполнения близким, знакомым материалом оно доступно самым различным слоям общества, от учеников до пенсионеров.
С 2006 г. «Краеведение» является предметом, входящим в региональный компонент, базисного учебного плана государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года (ГОС-2004). В период с 2006 по 2008 г.г. были разработаны учебные пособия, рабочие тетради, электронные пособия по вопросам краеведения Саратовской области. ГОС-2004 продолжает действовать и поэтому в ряде образовательных учреждений Саратовской области предмет «Краеведение» преподается как предмет регионального компонента.
1 сентября 2015 года во всех общеобразовательных учреждениях в 5 классах будет осуществлен переход на федеральные государственные образовательные стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в режиме функционирования, который не предусматривает наличия регионального компонента. Опыт работы в режиме введения ФГОС ООО по мере готовности показал, что образовательные учреждения испытывают трудности включения предмета «Краеведение» в основную образовательную программу основного общего образования.
Специалистами института была проведена работа по обновлению программ предмета «Краеведение» в соответствии с требованиями ФГОС ООО и разработан метапредметный курс «Краеведение». Он может быть включен в образовательный процесс школы через учебные предметы, внеурочную и внеучебную деятельность школьного коллектива. Важной особенностью метапредметного курса «Краеведение» является то, что это не только сумма научных знаний, но и созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств, деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное для молодого поколения и его ближайшего окружения.
Метапредметный курс «Краеведение», является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической поддержки образовательным учреждениям при введении метапредметного курса «Краеведение» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рекомендации адресованы руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям и методистам муниципальных методических служб, руководителям образовательных учреждений, педагогам.