Содержание материала стохастической линии, обязательного для изучения в курсе основной школы:
· понятие и примеры случайных событий; · понятия частоты события и вероятности;
· равновозможные события и подсчет их вероятности;
· представление о геометрической вероятности;
· представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков;
· средние результаты измерений;
· понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Согласно требованиям государственного стандарта общего образования по математике после изучения данного раздела обучающиеся должны уметь:
· находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
· находить частоту событий, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
· вычислять средние значения результатов измерений;
· сравнивать шансы наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставление модели с реальной ситуацией;
· понимать статистические рассуждения; · анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц.
Попытка построения полноправной вероятностно-статистической линии предпринята в рамках учебных комплектов: "Математика 5", "Математика 6" под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина, а также "Математика 7", "Математика 8" и "Математика 9" под редакцией Г.В. Дорофеева. В ходе государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы предусмотрен контроль следующих разделов стохастической линии курса математики:
· статистические характеристики. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации: представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков;
· комбинаторика: перебор вариантов; правило умножения. Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
· вероятность случайных событий: вычисление частоты события готовых статистических данных, нахождение вероятности случайных событий в простейших случаях
В помощь учителю математики при подготовке к государственной (итоговой) аттестации ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» будут проведены следующие мероприятия:
14 декабря 2009 г. - семинар «Современные подходы к оцениванию ЗУНов обучающихся по математике за курс основной школы». На семинаре планируется представление итогов апробации КИМ с заданиями стохастической линии, представление опыта учителей, участвовавших в соответствующем эксперименте.
17 декабря 2009 г. - совещание руководителей ММС с рассмотрением данного вопроса;
22 декабря 2009 г. - семинар «Современные подходы к оцениванию ЗУН обучающихся по математике за курс средней школы»;
26 февраля 2010 г. - научно-методическая конференция «Школьное математическое образование: организационные, содержательные и методические аспекты развития», в рамках которой планируется работа секции по методике изучения вероятностно-статистических тем школьного курса математики;
26 марта 2010 г. - методическая конференция «Слагаемые компетентности в условиях модернизации образования» (секция специалистов ММС и учителей математики по методике изучения вероятностно-статистических тем школьного курса математики).
С 15 января по 15 апреля 2010 г. кафедрой математического образования проводятся дистанционные курсы повышения квалификации учителей математики и подготовки тьюторов "Теория и методика преподавания дополнительных тем математики, внесенных в государственный стандарт общего образования в свете Концепции модернизации российского образования", программа которых включает вопросы изучения тем стохастической линии в школьном курсе математики.
В феврале 2010 г. для первой группы тьюторов будет проведена консультация по координации мероприятий подготовки учителей к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х классов.
В течение года методистами и преподавателями кафедры организованы консультации по планированию и методическому сопровождению изучения стохастической линии в курсе математики.
На сайте института размещены методические рекомендации «Подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы» и аналитический отчёт по итогам аттестации выпускников 2009 года. В рекомендациях предлагается методика введения тем стохастической линии в курс математики основной школы и дополнительная литература для подготовки к урокам по данным разделам курса. В отчете представлены задания экспериментальной части экзамена и их анализ. |