Дискуссия о допустимости использования телефонов учениками в школе длится не один год. С одной стороны — смартфоны отвлекают детей от непосредственно образовательного процесса, с другой, и это отмечают многие педагоги, сам смартфон может быть средством обучения в эпоху активной цифровизации. Министерство просвещения, Роспотребнадзор, РАО и Рособрнадзор дали свои рекомендации о порядке использования смартфонов в образовательных организациях.
Международный опыт и анализ влияния телефонов на здоровье
Авторы предложения провели массовый опрос среди педагогов, родителей и учеников, а также изучили международный опыт по использованию цифровых средств в школах и практике ограничения этого использования.
По данным опроса поддержали инициативу по ограничению мобильных телефонов (для учеников) во время уроков 61% учащихся, 90% педагогов и почти столько же — 89% родителей. Порядка 75% опрошенных считают также, что не только ученики, но и учителя должны отказаться от использования мобильных телефонов в личных целях во время работы. Что касается здоровья, уверены в том, что смартфоны наносят вред, чуть более половины школьников. Среди педагогов и родителей процент куда выше — до 90%.
Основываясь на опыте международного использования смартфонов в образовательных учреждениях, Рособрнадзор также выявил, что длительное взаимодействие ребенка с телефоном может привести к нарушениям сна, раздражительности и даже гиперактивности (в то время как СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью — и так встречается в отечественной практике часто). Также работа с телефоном, по мнению экспертов, приводит к ослаблению памяти, рассеиванию внимания и снижению умственной работоспособности.
Что нового учителя и родители могут вынести из составленных методических рекомендаций?
Во-первых, администрация регионов и сами школы получат рекомендации по сокращению использования смартфонов во всех образовательных организациях. Цель данного ограничения — повысить эффективность учебы и сократить вред здоровью подрастающего поколения, наносимый смартфонами.
Во-вторых, как указано в документе, ограничение будет распространяться на все классы учащихся, но за исключением трех групп. Первая — дети с ОВЗ, которым необходимы специальные средства как для обучения, так и для контроля состояния здоровья. Вторая и третья — сами родители и педагоги.
В-третьих, учителя и ученики получат рекомендацию по прибытию в школу переводить смартфоны и иные устройства в беззвучный режим. Ученикам сверх этого предлагается в принципе ограничить доступ к телефонам во время уроков.
Четвертая рекомендация относится к разряду самых актуальных для родителей и педагогов. В настоящий момент существуют два ключевых вопроса, связанных с самим процессом внедрения ограничений: «кто телефоны будет изымать?» и «как дети будут связываться с родителями?». Эксперты рекомендуют школам предусмотреть места для хранения смартфонов, а также согласовать с родителями и педагогическим составом процесс общения родителей с детьми: ситуации, в которых ребенок может воспользоваться смартфоном с семьей, процесс получения доступа к телефону, если до этого он был сдан и т.д. Конкретных методов решения документ не называет.
В течение 2019-2020 года Роспотребнадзор планирует провести мониторинг здоровья школьников с учетом сокращения времени использования мобильных устройств. Также школам рекомендовано провести массовую работу по воспитанию культуры пользования мобильными устройствами, а также заняться популяризацией информации о неблагоприятном влиянии смартфонов на здоровье и образовательный процесс.
Методические рекомендации об использовании средств мобильной связи в общеобразовательных организациях
Источник |