Личность развивается формируясь. Появление незаметных психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт, создают в ранний период жизни предпосылки для деформации личности. Возникнув как способ ответа ребенка на неблагоприятные социальные воздействия, эти психологические новообразования постепенно обретают собственную логику развития. Их становление продолжается и при отсутствии некогда вызвавших их условий. Более того, сама личность начинает создавать среду, способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной системе, приводящих к дальнейшему искажению «формы личности». В ходе перевоспитания приходится работать не с одним изолированным свойством личности, а со всей ее организацией. Часто над первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных и третичных образований и необходим тщательный анализ для того, чтобы решить, с чего начинать коррекцию. Вот почему воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на предупреждение и возможно более раннее распознавание опасных психологических новообразований, на устранение условий их формирования. Методические рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних |