Данные методические рекомендации окажут большую помощь учителям при подготовке к муниципальному конкурсу «Учитель года».
Методическая мастерская
Структура проведения методического семинара
- Название методического семинара должно:
- быть лаконичным;
- быть понятным;
- отражать основную мысль.
- Выдвигаются конкретные проблемы.
- Проблемы опираются на результаты диагностических, мониторинговых работ;
- Проблемы опираются на цитаты профессионалов;
- Проблемы опираются на высказывание знаменитых людей.
- Противоречия. Вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программ и методиках. Таким образом, сложится концепция педагогической деятельности.
Противоречия должны быть:
- понятными;
- опираться на конкретные примеры;
- Цель.
- В методической мастерской ставится одна цель;
- Формулировка цели начинается с существительного – создание; формирование; развитие…
- Задачи.
- Задачи - это конкретные действия, которые осуществляют цель.
- Формулировка задач начинается с глагола – создать; формировать; развивать…
- Указываются основоположники технологии.
- Если Вы используете при этом научные концепции или теории непременно сошлитесь на них. Ваша работа от этого только выигрывает. Чрезвычайно важно отразить, на какие исследования Вы опираетесь, кто из ученых, ведущих практиков в поисках наиболее успешного обучения детей, был Вашим предшественником.
- Представляя авторскую программу, проект, укажите, как они вписываются в стандарт? Что в них собственно авторское /новизна/, а что заимствовано? Акцентируем Ваше внимание на том, что опора на предшественников никак не умаляет достоинств Вашего материала, а лишь подчеркивает Вашу компетентность.
- Озвучивается суть технологии. Предлагаются методические приемы решения проблем (авторские предложения)
- Результативность. Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых «неизбежным» становится формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.).
- Литература. Составьте список использованной литературы: с одной стороны, это будет свидетельством Вашей теоретической осведомленности, с другой – отвечать требованиям научной и педагогической этики.
Важно!
Представлять /описывать/ опыт Вашей работы как в целом /система/, так и его отдельные части /компоненты/.
Следовательно, в данные материалы необходимо ввести подтверждение этой результативности. К примеру, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно перечислить их.
Важно показать, что нового в их использование привнесли Вы, как методы работают у Вас на учебных занятиях, привести два-три ярких примера из личной практики.
При подготовке материалов настоятельно советуем чаще обращаться к научно-педагогической литературе, что поможет Вам избежать неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях на самом конкурсе.
Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания. Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения.
Далее претенденту предстоит сделать приложения /творческие работы/ к описанию опыта. Это не менее трудоемкий процесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы и т.п.
Описание опыта работы – процесс достаточно сложный, требующий глубоких знаний педагогики и психологии, знаний в области научных исследований педагогических технологий как новых, так и использовавших ранее, а также умения выявлять степень новизны своего опыта. Ведь это понятие для каждого учителя имеет свою качественную оценку.
Заметим, что работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации.
Конкурсный урок.
Конкурсный урок должен стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется Ваша методическая мастерская, ее формы, приемы, методы. Из этого следует, что участнику конкурса необходимо детально продумать, как его учебное занятие впишется в контекст представляемой системы работы. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта – конкурсный урок – самоанализ урока (как защите концепции и сущности педагогического опыта). При этом постарайтесь избежать повторов, как в описании опыта, так в выступлениях перед аудиторией.
Учебное занятие, как самая центральная часть испытания, требует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть учебное занятие? На этот счет существует много точек зрения. Есть несколько позиций.
Важно, чтобы учебное занятие было профессиональным! Проблемным! Важно, чтобы оно было занятием взаимодействия, диалога!
Учебное занятие в контексте заявленной Вами концепции должно быть иллюстрацией Вашей системы работы, научных позиций, технологии, Ваших педагогических убеждений.
Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя занятия с детьми, с коллегами, с членами жюри.
Конечно, такое учебное занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства – вот залог успешности претендента на конкурсном уроке. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.
Заметим, что одним из важнейших качеств участника для любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.
Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей, для каждого учителя-конкурсанта является обязательным /и это входит в критерии оценки:
- глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование научными понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы претендента на учебном занятии);
- грамотное, в соответствии с целями и задачами учебного занятия, использование новых современных или традиционных способов в передачи знаний;
- коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;
- умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей /заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна/.
Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм.
Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам владеет в совершенстве методикой демонстрационного эксперимента. Так же, как учитель музыки на уроке поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.
Мастер-класс.
Это самое открытое испытание конкурса /это финал/, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, сопровождающие их лица, члены предметных жюри и оргкомитета, учителя тех школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы…
Мастер-класс – звездный, победный этап конкурса! – рождается всю жизнь. Задача суперфинала мобилизоваться перед мастер-классом, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене в течение 15-20 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории – трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и яркими личностными качествами. Нередко, именно личностные качества определяют уровень успешности участника финального конкурса.
Мастер-класс не должен быть обычным, рабочим, состоящим из всех известных этапов, приемов, действий.
Здесь вовсе не обязательно излагать в полном объеме содержание методической мастерской и требовать от аудитории «полного ответа»: ведь в импровизационном классе – коллеги, они владеют предметом общения. Здесь очень важно, чтобы диалог учителя с его «классом» эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря конкретной теме: владение содержанием своего предмета, умение использовать его в необходимом контексте определяет степень профессиональной компетентности претендента на высокое звание. Содержание – это основа, позволяющая продемонстрировать за 20 минут мастер-класса педагогическое мастерство, профессионализм и, если позволите, Величие Педагогики.
Мастер-класс – увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, с открытием в обычном занятии – удивительного, когда его участники открывают для себя новое, учатся у своего коллеги Мастерству.
I этап. Название мастер-класса.
Формулировка название мастер-класса должно быть интригующим, кратким, проблемным…, например,
- И все повторяется вновь…
- Время выбрало вас…
- Любовь – это…
- Живопись умерла
- С чистого листа…
- Как вымыть посуду?
- В человеке должно быть все прекрасно..
- Быть человеком…
II этап. Как можно выйти на тему мастер-класса.
- Задать ключевой вопрос фокус-группе;
- Обыграть вопрос через видеоролик, легенду….
- Вывести на вопрос фокус-группу через музыкальное произведение, стихотворение…
- Загадать загадку, погрузить участников мастер-класса в ситуацию;
- Удивить секретами картины;
- Самому назвать тему мастер-класса;
III этап. Создание среды для решения проблемы.
- Решаем данную проблему через заявленную технологию, посредством демонстрации приемов;
- Указываем свое видение решения данной проблемы, предлагаем свое собственное решение;
- Показываем состоятельность своего решения через работу фокус-группы, коллег, участников конкурса;
IV этап. Ставим точку.
- Утверждаем
- Объединяем
- Подводим итог
V этап. Совершаем философский бросок
Размышляем, зачем нужна Ваша идея образованию, как она улучшает школьную жизнь детей.
VI этап. Закольцовываем
В конце мастер-класса необходимо вернуться к проблеме, поставленной в начале мастер-класса, показать, что цель, которую Вы ставили в начале, выполнена.
Классный час.
Виды проведения классного часа;
- Организационный (коллективное обсуждение школьных дел);
- Час для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классе;
- Тематический;
- Информационный;
- Час для решения конкретных воспитательных задач (по плану);
- Нравственный;
- Интеллектуально-познавательный.
Формы классного часа.
Выбор форм классного часа зависит:
- от уровня развития коллектива;
- от особенностей класса;
- от возрастных особенностей детей.
Самые популярные формы классного часа.
- Беседы;
- Диспуты;
- Дискуссии;
- Встречи с интересными людьми;
- Игры-путешествия, КВН;
- Театральные премьеры;
- Встречи с интересными людьми;
- Викторины;
- Читательские конференции.
Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:
возрастных и психологических особенностей школьников;
- целей и задач, которые он ставит;
- нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.
Медиавизитка.
Медиавизитка – это современный конкурсный этап испытания.
Медиавизитка – это демонстрация вклада в реализацию темы школы, в которой Вы работаете и в образование страны.
Медиавизитка отражает Ваше представление о миссии учителя.
I слайд.
Несет информацию о Вашем регионе, районе, образовательном учреждении .
II слайд.
На данном слайде размещается Ваша фотография.
III слайд и последующие
Информирует о том, какой вклад Вы вложили в осуществление образовательных задач. Покажите Ваше участие в жизни школы, муниципалитета, региона, России.
Следующий слайд.
Результативность Вашей деятельности
Следующий слайд
Ближайшие цели
Визитная карточка учителя.
В интересной форме представьте себя участникам конкурса. Хорошо, если Вы для представления выберете образ, который раскрывает Вашу жизнь – образом может стать циферблат часов, радуга, музейная комната, времена года….
Уважаемые коллеги, мы будем осень рады, если наши рекомендации, советы помогут вам в подготовке к конкурсу «Учитель года- 2022». Желаем, всем участникам, здоровья, оптимизма и творческих успехов.
|