Четверг, 19.12.2024, 01:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Официальные выступления [331]
Изучение деятельности образовательных учреждений [419]
Решаем вместе [14]
Год семьи [24]
80 лет Великой Победе [1]
Земский учитель [16]
Наши успехи [271]
Национальный проект «Образование» [226]
Для Вас, родители [155]
Целевое обучение [11]
Разговоры о важном [34]
Движение первых [50]
Питание обучающихся [107]
Десятилетие детства [36]
Культурный дневник школьника [29]
Культурный дневник дошкольника [6]
Сертификат дополнительного образования [64]
Совет отцов [17]
Финансово-хозяйственная деятельность [7]
Муниципальный опорный центр [3]
Муниципальный консультационный центр [3]
Новости из образовательных учреждений [516]
Государственная аттестация обучающихся [727]
Электронные услуги [108]
ФГОС [95]
Независимая оценка качества образовательных услуг [357]
Оценка механизмов управления качеством образования [49]
Иду на урок [4]
Методические рекомендации [149]
Аттестация педагогических и руководящих работников [107]
Курсы повышения квалификации [81]
Творческие группы профессионального развития [538]
Инновационная деятельность [245]
Семинары и конференции [450]
Августовский педсовет [170]
Педагог. Как много смысла в этом слове [14]
Конкурсы [701]
Флагманы образования. Муниципалитет [17]
Конкурс - площадка обмена опытом и поиска единомышленников для управленцев муниципальных систем образования.
Учитель года [401]
Всё о конкурсе педагогического мастерства
Воспитатель года [148]
Педагогический дебют [129]
Лучший ученический класс [83]
Самый классный классный [130]
О конкурсе "Самый классный классный"
Олимпиады [614]
Научная конференция учащихся [147]
Духовность и современность [549]
Модернизация общего образования [161]
о реализации проекта Модернизация общего образования
Модернизация дошкольного образования и ФГОС [56]
Экспертный совет по информатизации [24]
информация об Экспертном совете и его мероприятиях
Цифровизация образования [323]
Дистанционное обучение [208]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [247]
Здоровый образ жизни [148]
Билет в будущее [185]
Профилактика правонарушений [103]
Безопасность в образовательных учреждениях [330]
Психологическая служба [156]
ГТО [129]
Школьный спортивный клуб [214]
Школьный музей [5]
Школьный театр [8]
Защита прав участников образовательного процесса [341]
Школа в режиме развития [13]
Юбилеи и праздники [616]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [75]
Год педагога и наставника [38]
Год культурного наследия народов [5]
Год науки и технологий [22]
Год добровольца (волонтера) [30]
Год памяти и славы [101]
Год театра [12]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Главная » 2019 » Август » 10 » Какой будет цифровая образовательная среда
    Какой будет цифровая образовательная среда
    04:48

    Как целевая модель цифровой образовательной среды упростит работу учителей и сделает доступнее различные образовательные курсы для регионов, рассказала замминистра просвещения России Марина Ракова.

    Цифровизация сегодня является одной из главных тем, в том числе и в образовании, которая вызывает много вопросов и споров среди учителей, родителей и учеников. К концу текущего года, согласно целям нацпроекта „Образование”, в нескольких регионах страны должна быть внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), которая впоследствии будет распространена на всю территорию России. О том, что представляет собой эта модель, как она позволит упростить работу учителей и сделать доступнее различные образовательные курсы для регионов и почему не стоит переживать за сохранность персональных данных ребенка, в интервью порталу „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, рассказала замминистра просвещения России Марина Ракова. 

    — Марина Николаевна, в прошлом месяце Минпросвещения России объявило о запуске портала по реализации нацпроекта „Образование”. Для чего был создан портал? В чем вы видите его основную задачу? 

    — Портал „Электронная приемная нацпроекта «Образование»” запущен нами в тестовом режиме в начале июня. На нем каждый – и гражданин, и чиновник любого уровня — может задать вопрос о ходе реализации национального проекта, а администратор нацпроекта и ведомственный проектный офис отвечают на них.

    Предварительно мы провели опрос среди 40 тыс. респондентов с целью выяснить, нужен ли вообще такой портал, будет ли он востребован и что на самом деле волнует граждан. Меньше чем за месяц с момента открытия портала мы получили более 10 тыс. запросов — и это несмотря на то, что портал был запущен без какой-либо рекламы и даже публичного анонсирования на сайте министерства. 

    — О чем спрашивали чаще всего? 

    — Люди не только хотят знать о том, какого идеального конечного результата мы собираемся достичь за шесть лет реализации нацпроекта, они хотят видеть его „человеческое лицо”: кто именно отвечает за внедрение новых образовательных практик, технологий и систем.

    Мы поняли, что со стороны общества есть однозначный запрос на прямой диалог с министерством, с конкретными людьми — такой, как наш портал, где каждый может задать волнующий его вопрос и получить содержательный ответ. 

    Не секрет, что часто искажения на местах — следствие правила „испорченного телефона”. Если есть вопросы к новому содержанию образования в точках роста, ИТ-кубах — отвечаем, будет ли это бесплатно и доступно для всех детей, если есть случаи привлечения педагогов и родителей к ремонту новых помещений для новых программ — оперативно принимаем меры и тоже отвечаем. 

    Я уверена, что уже к 1 сентября запросов станет гораздо больше: к этому моменту гражданам будут уже видны первые инфраструктурные и содержательные результаты реализации нацпроекта первого года, а на самые важные вопросы будет отвечать руководитель национального проекта — министр просвещения РФ Ольга Васильева. Для нас портал — это инструмент эффективной обратной связи: мы получаем как благодарности и советы, так и конструктивную критику, и она особенно важна нам для уточнения планов и выстраивания работы на местах — в городах и селах всех 85 субъектов, ведь большую часть работы делают именно регионы, от них зависит финальный эффект.

    — Говоря о реализации нацпроекта, какие предварительные результаты работы вы уже можете отметить? 

    — Чтобы сделать какой-то срез, нужно обратить внимание на несколько моментов. Общий бюджет нацпроекта — более 784 млрд руб., из которых около 65% — это межбюджетные трансферты, то есть деньги, которые уходят прежде всего на строительство новых школ, инфраструктуру для учителей, создание современных мастерских колледжей, открытие новых, оснащенных, мест для программ дополнительного образования — это не только кружки, секции, студии, но и другие форматы для проявления и развития способностей детей. 

    — Министерство ранее сообщало, что все средства по текущему году до регионов доведены. Как регионы справляются с их реализацией? 

    — Да, Минпросвещения России уже перечислило в регионы и муниципалитеты субсидии на сумму 106 млрд рублей. На настоящий момент от общего объема реализовано примерно 30%.

    Такой показатель является нормальным явлением для отрасли — у нас в образовании традиционно все изменения реализуются к 1 сентября, поэтому основные результаты работы мы увидим именно в начале учебного года. 

    В целом по всем федеральным проектам и по всем мероприятиям мы уже сформировали рабочие группы из ключевых федеральных и региональных экспертов. Этими группами разработаны методические рекомендации для применения на местах, которые уже утверждены распоряжениями Минпросвещения России и доведены до регионов. Поэтапные планы — дорожные карты — тщательно составлены и выверены исходя из стартовых условий каждого субъекта.

    То есть можно смело сказать, что сейчас все регионы понимают, что конкретно, когда и как им нужно делать по каждому направлению — от проектно-сметной документации на строительство школы до ее ввода, от закупки современного оборудования до включения учащихся в программы по топовым научным или практическим проблематикам.

    — С какими самыми большими вызовами уже пришлось столкнуться?

    — Наверное, самый сложный момент на данном этапе — это работа над содержанием образовательных проектов, которые мы реализуем, и над обучением педагогов работе с этим новым содержанием.

    Например, для региональных команд, школьных команд и групп учителей мы провели свыше 20 образовательных сессий и 30 мозговых штурмов по реализации мероприятий каждого федерального проекта.

    Заместитель министра просвещения Марина Ракова во время осмотра образовательного центра "Кванториум" в Ельцин центре в рамках выездного заседания рабочей группы по подготовке концепции "Новая школа".

    Заместитель министра просвещения Марина Ракова во время осмотра образовательного центра "Кванториум" в Ельцин центре в рамках выездного заседания рабочей группы по подготовке концепции "Новая школа".

    Приведу пример. Один из федеральных проектов — „Современная школа” — предполагает создание в селах и малых городах центров гуманитарного, естественнонаучного и цифрового профилей в школах „Точки роста”. В этом году в селах будет открыто более 2000 таких центров. В них дети в первой половине дня будут изучать различные предметные дисциплины (в основном технологию, информатику и ОБЖ), а во второй — заниматься по программам дополнительного образования, в частности работать в командах над технологическими, цифровыми, гуманитарными и социально-экономическими проектами. Для этого, конечно же, нужны подготовленные наставники, которые будут обладать всеми компетенциями: и предметными, и психолого-педагогическими, и проектными. 

    Именно поэтому еще в марте мы запустили платформу для обучения учителей, в частности тем компетенциям, которые будут им необходимы для профессионального общения с учениками по таким предметным областям как „Технология”, „Информатика” и ОБЖ. 

    — Курсы были рассчитаны на представителей каких-то конкретных регионов? 

    — Принять участие могли все желающие. Онлайн-этап наших курсов прошли свыше 15 тыс. человек, из них около 10 тыс. были приглашены на очные курсы повышения квалификации, которые проводятся на базе детских технопарков „Кванториум”. Участие в таких курсах доступно даже для педагогов из удаленных регионов: сегодня функционируют уже 89 детских технопарков „Кванториум” в 62 регионах страны, а к концу этого года их количество возрастет до 118 площадок в 76 субъектах Российской Федерации.

    — Вы отметили, что повышение квалификации педагогов необходимо, например, для преподавания предметной области „Технология” на новом содержательном уровне. Для многих этот урок по-прежнему ассоциируется с умением работать лобзиком и изготовлением табуреток. Какие изменения нас ожидают?

    — Профессиональное сообщество вновь и вновь возвращается к вопросу, какой должна быть предметная область „Технология”.

    С одной стороны, речь идет о том, что ребенок должен осваивать технологии, которые определяют технологические процессы в окружающем мире. То есть если раньше, чтобы сделать табуретку, нам нужно было научить пилить и строгать, то сегодня для этого необходимо дать навыки работы на лазерном и фрезерном станке; если раньше девочки учились выпекать торты — сегодня они могут напечатать торт на 3D-принтере. 

    С другой стороны, в преподавании „Технологии” однозначно должен использоваться междисциплинарный подход — там он очевиден, иначе какие у детей могут быть познания о технологии в сфере, с которой они не знакомы. Нам необходимо научить ребят работать на стыке дисциплин: например, разработка материалов для людей с проблемами опорно-двигательной системы — это область биофизики и биохимии. Именно поэтому нельзя изучать ту же биологию и химию как изолированные друг от друга сферы знаний.

    В этом смысле в условиях интернета, активного движения технических и естественно-научных кружков и секций, таких как, например, „Кванториум”, мы видим уникальное явление — массовые представления взрослых об уроках технологии сильно отстают от того, что ощущают и делают дети.

    Сегодня, для того чтобы освоить технологию программирования или робототехники, честно говоря, достаточно компьютера дома, интернета и почтового отделения, куда могут доставить результаты 3D-печати. А вот научиться работать в команде, используя разные технологии, самому быть изобретателем новых технологий, использовать знания других предметов для своего (или даже чужого) проекта — этому детей смогут научить только в школе.

    Мы должны перевернуть саму суть этого предмета, и на это направленно много сил и ресурсов в национальном проекте.

    — Какую роль в данном случае играет цифровизация образования?

    — Это один из инструментов.

    Если говорить об образовании в целом, нам необходимо научить детей не только пониманию того, какие знания, навыки и компетенции им нужны, но и тому, в каком источнике они могут это найти.

    В этом случае наряду с традиционными — родители, учитель — на помощь могут прийти новые источники — цифровые инструменты и платформы. 

    При этом хочу подчеркнуть: цифра в данном случае — это только инструмент, это не сама цель: никто не говорит о замене учителя на робота, учебника — на планшет, а школы — на интернет и онлайн-курсы. 

    Мы должны четко понимать, что школа ценна сама по себе. У школы есть две важнейшие задачи — базовые фундаментальные знания и социализация: учитель дает новое, знакомит с неизвестным, вдохновляет, помогает построить маршрут, сопровождает в этом процессе — и никакой компьютер заменить его в этом не может. 

    — Недавно Минпросвещения предложило использовать компьютерные игры в качестве средств обучения. Как это будет работать?

    — Сегодня многие игры дадут фору хрестоматиям и энциклопедиям, потому что вбирают в себя и то и другое, при этом зачастую они содержат еще и соревновательный элемент.

    С опытом проживания как успеха, так и поражения. Та же олимпиада, по сути, — это игра: однако, когда мы говорим об олимпиадном движении, мы, как правило, имеем в виду индивидуальный зачет.

    Сейчас особенно важно воспитать поколение людей, которые умеют и хотят работать в команде, осознают как силу синергии, так и коллективную ответственность.

    И здесь нам на помощь могут прийти командные развивающие образовательные игры — причем игры в смысле использования игротехнических практик в образовательном процессе. Но опять же, игры — это всего лишь одна из технологий.

    — В другом нацпроекте — „Цифровая экономика” — прописано, что при обучении в школах будут применяться тренажеры и симуляторы…

    — В целом в режиме эксперимента мы пробуем посмотреть в сторону цифровых учебных комплексов, их использования и эффективности в образовательном процессе — это и симуляторы, и тренажеры, и курсы, и соответствующие платформы, и дополненная и виртуальная реальность, и еще много того, что дают современные технологии для образования. Представляете, какой это может дать эффект для учителей и детей в маленьких школах или в сельской местности — наглядно показать Эрмитаж или работу атомной станции?

    Работа в этом направлении уже ведется: например, один из R&D-центров в сфере образования в нашей стране — ФГАУ „Фонд новых форм развития образования” (является проектным офисом национального проекта „Образование” и федеральным оператором сети детских технопарков „Кванториум” — прим. ред.) уже запускает центр дополнительного профессионального образования, который в своей работе будет использовать технологии total reality (полной реальности — прим. ред.), включающие и VR (виртуальная реальность — прим. ред.), и AR (дополненная реальность — прим. ред.). Попробовать проиграть практическую ситуацию и увидеть несколько вариантов ее решения — это преимущество новых технологий.

    — Развитие новых технологий в образовании, о которых вы говорите, заложено в отдельном федеральном проекте „Цифровая образовательная среда” (ЦОС) нацпроекта „Образование”. Как известно, целевая модель ЦОС сейчас находится на стадии разработки. Уже можно говорить о том, какой она будет? 

    — Речь идет о цифровом пространстве, которое будет создано для объединения всех участников образовательного процесса: управленцев, руководителей образовательных организаций, учителей, детей и их родителей.

    ЦОС состоит из трех крупных блоков: первый носит абсолютно управленческий характер — это перевод управления отраслью на систему принятия решений на основе анализа больших данных. Это касается бухгалтерии, отчетности, расписания, электронных дневников и журналов. Сейчас довольно большие суммы уходят на штрафы, когда, например, неверным образом сформирован план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) или когда неправильно составлено расписание и два класса приходят в один и тот же кабинет, в системе же это будет автоматически организовано оптимальным образом. Бесконечные отчеты по поводу и без, которые гнетут учителя, станут машинной задачей. Данные будут вноситься однократно, и далее все необходимые запросы станут формироваться и отправляться по нажатию одной кнопки.

    — На что направлены второй и третий блок?

    — Второй блок — единая цифровая образовательная платформа, где будут собраны все образовательные сервисы и весь контент, получивший положительную экспертную оценку.

    Речь идет об агрегаторе, на котором будут размещены сервисы Российской электронной школы, „Яндекс.Учебник”, „Учи.ру” и другие. Это позволит обеспечить равный доступ к качественному образованию абсолютно для всех детей и учителей.

    Конкуренция должна сохраняться и мотивировать авторов бежать вперед, поэтому попасть на платформу можно будет по результатам прохождения экспертного отбора на федеральном уровне: причем для общеобразовательных программ будут одни требования, для программ дополнительного образования — другие. 

    Третий блок — это платформа для горизонтального обучения и взаимодействия.

    Она позволит обмениваться опытом всем участникам образовательных отношений. Такие практики стихийно складывались на протяжении предыдущих лет 10-15, сейчас пришло время перевода опыта в доступные и удобные форматы. Система позволит получать обратную связь от каждого.

    Платформа будет формировать „цифровой след” участников и на основе этих данных предлагать им новые возможности для развития: дополнительные программы, проекты, конкурсы, мастер-классы. Мы же понимаем, что рефлексией и самоанализом не сразу все овладеют, как по взмаху волшебной палочки, — технологии помогут.

    — Будут ли создаваться какие-либо дополнительные сервисы помимо агрегатора образовательных платформ?

    — Важная составляющая цифровой образовательной среды — это налаженный диалог и коммуникация между всеми участниками образовательного процесса: для этого мы разработаем своего рода мессенджер. Например, сейчас учитель в лучшем случае понимает состав своего класса только в конце августа, прямо перед началом учебного года: ему нужно занести все контакты родителей в телефон, создать группы и начать общение. Специальный мессенджер будет подгружать все данные автоматически. 

    Он же поможет учителям загружать домашние задания в электронный дневник в определенное время. Таким образом, это будет некий органайзер-помощник, который будет не только налаживать общение, но и помогать в организации работы преподавателя. 

    Еще одним из элементов ЦОС станет так называемый „образовательный HeadHunter”, доступ к которому будет иметь каждый директор школы в стране: это позволит находить лучших специалистов и приглашать их на работу из одного региона или муниципалитета в другой. Такая система должна мотивировать руководителей регионов на создание благоприятных социально-экономических условий для учителей. Когда за хорошего учителя будут бороться, сами учителя на деле ощутят рост значимости профессии в целом и своей роли в ней в частности. И авангард высококлассных специалистов прирастет. 

    — Сейчас много опасений связано с тем, что предлагаемая вами модель будет собирать различные данные, в том числе об учениках, учителях и родителях. Как планируете защищать эту информацию?

    — Я хочу развеять миф о том, что мы пытаемся собирать персональные данные — это неправда.

    1 июня был издан приказ об архитектуре цифровой образовательной среды, который регламентирует модель оборота данных и в котором четко прописано, что данные остаются на региональном уровне и на федеральный уровень передаваться не будут. 

    Информационной безопасности в целевой модели ЦОС посвящен очень важный блок. Мы совместно с Минкомсвязью России проводим сегодня масштабное обследование образовательных организаций, организуем подходы к созданию „кампусной сети”, то есть набора физических и программных средств для обеспечения безусловной защиты данных, благодаря которой к данным пользователей, то есть детей, родителей, доступа из вне в принципе быть не может. 

    У нас в стране есть Единый портал госуслуг (ЕПГУ), на котором уже 80 млн личных кабинетов наших пользователей. И мы идем ровно по созданной дорожке.

    У каждого взрослого и ученика (при желании родителей) может быть создан личный кабинет на ЕПГУ, в котором в зависимости от роли пользователя — учитель, директор школы, поставщик сервисов, родитель — можно будет получить доступ к определенным наборам сервисов и предоставлять необходимые данные: Ф. И. О., паспорт, регистрация, ИНН. Пользователь сам определяет, что делать публичным в своем цифровом профиле, а что нет, какие данные передавать во внешний ресурс или сервис, а какие нет. Поэтому никакие персональные данные императивно подниматься на федеральный уровень не будут!

    Над интервью работали Юрий Кукин, Кирилл Борискин, Ольга Панащенко

     

    Категория: Национальный проект «Образование» | Просмотров: 427 | Добавил: rrr0901 | Рейтинг: 0.0/0 |

    Всего комментариев: 0

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]