Члены ТГПР активно обсуждали все вопросы, заявленные в повестке заседания. По ключевому вопросу – о предстоящем итоговом сочинении 7 декабря - слушали руководителя ТГПР Посадскую С.В. Она ознакомила с результатами выпускного сочинения в Саратовской области за прошлый 2015 год:
Тема сочинения
Кол-во участников
Зачет
чел.
Незачет
чел
Когда хочется остановить мгновение?
235
228
7
Что дом может рассказать о своем хозяине?
1627
1589
38
Какие качества раскрывает в человеке любовь?
5275
5177
98
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор
1912
1891
21
Чтение литературного произведения – труд или отдых?
759
744
15
итого
9808
9629
179
В своем выступлении Светлана Викторовна отметила, что по новым методическим рекомендациям по проведению сочинения в 2016-17 году изменились критерии оценки от Рособрнадзора. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения» → Рекомендуемое количество слов – от 350. → Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» → Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). → Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. → Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность». Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
При обсуждении данного вопроса своим опытом поделились учителя русского языка и литературы МБОУ-СОШ №1 п.Степное Анфиногенова О.Н. и Малина Е.В. Они рассказали о том, что с выпускниками ведется систематическая работа по подготовке сочинений сразу по всем пяти направлениям 2016-2017 года, отрабатываются алгоритмы написания всех композиционных частей сочинения, ведется работа по подбору аргументов к каждому направлению. Если раньше итоговое сочинение вызывало массу вопросов как у учащихся, так и у преподавателей, то сейчас уже сложилась некая теоретико-практическая база, позволяющая добиваться 100% сдачи выпускного сочинения.
Рассматривая вопрос о результатах школьного тура предметных олимпиад, филологи подвели итог : по району среди учащихся 5-11 классов в школьной олимпиаде по русскому языку и литературе приняли участие - 704 чел, победителей- 104 чел, призеров-170 чел. Было отмечено, что не во всех школах процент участия школьников в гуманитарных олимпиадах высокий, поэтому есть, над чем поработать в следующем году!
Руководитель ТГПР ознакомила присутствующих с графиком муниципального тура олимпиад по русскому языку и литературе, графиком работы жюри.
Также участники заседания ознакомились с приказом УО №348 от 28.10.16
«Об итогах проведения муниципальных мониторинговых исследований качества образования в 3, 8 и 10 классах общеобразовательных организаций» и проанализировали аналитическую справку УО о ДМР по русскому языку. В обсуждении данного вопроса учитель Малина Е.В. отметила, что работа с учащимися МБОУ-СОШ №1 п.Степное по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ ведется целенаправленно, что педагоги отчитываются на родительских собраниях о ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
К сожалению, из-за отсутствия на заседании филологов СОШ с.Мечетное некому было задать вопрос о причинах нулевого качества знаний по русскому языку в 8 классах данной школы.
Педагоги обсудили причины типичных ошибок обучающихся при выполнении муниципальных диагностических работ по русскому языку. Филологам школ следует скорректировать рабочие программы, чтобы вскрыть проблемные темы и продумать алгоритм ликвидации пробелов знаний учащихся по темам, которые вызвали наибольшие затруднения. Было внесено предложение руководителям школьных методобъединений
заранее обсудить круг вопросов для составления выходного мониторинга и составить задания диагностических работ в апреле 2017 года с учетом замечаний входного мониторинга. На зимнем заседании ТГПР обобщить опыт работы учителей-предметников, у которых стабильно высокие результаты мониторинговых работ ( МБОУ-СОШ №1 Анфиногенова О.Н., Малина Е.В. и МБОУ «Лицей» Хасанова Г.А.)
Также педагоги поделились своим опытом при подготовке к сочинению в 9 классах.
«О системе подготовки к выполнению творческой части ГИА» рассказала Коншалиева А.Ж.., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» р.п.Степное. Алия Жумагалиевна в своем выступлении подчеркнула, что обучение написанию сочинения-рассуждения – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в условиях серьезной подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку в формате ОГЭ и Единого государственного экзамена.
Сочинение является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе содержит три альтернативных творческих задания:
1) сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
2) сочинение-рассуждение по цитате из текста.
3) сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Для того чтобы совместить изучение учебного материала и подготовку к выполнению творческой части, на уроке используются тексты малой формы. Работа с ними не занимает много времени, но позволяет развивать речь учащихся, акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором, находить тему и проблему в тексте, а в старшем звене обсуждать проблемы, поставленные автором, подбирать аргументы к сочинению-рассуждению.
Важно руководствоваться следующими критериями для отбора текстов для таких уроков: текст должен быть эмоциональным; оптимального объёма; насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке.
На тематических уроках создается база для развития мотивированной речи. При подготовке к сочинению используются такие виды работ, как:
• работа с Толковым словарем по объяснению понятия;
• организация диалога по проблеме;
• объяснение высказывания (афоризма) выдающихся людей (писателей, поэтов…), пословицы, фразы из литературного произведения;
• устное сочинение, составляемое под руководством учителя;
• работа в группах по 3 человека: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3 – пишет заключение;
• редактирование, взаимопроверка сочинения, коллективный анализ и др.
Алия Жумагалиевна старается заниматься самообразованием по данному направлению. И буквально недавно 13 октября приняла участие в вебинаре на тему: «Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ по русскому языку». Проводил вебинар Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П.Чехова, автор учебников и пособий. Часть его выступления была посвящена вопросу написания сочинений-рассуждений. С материалами данного вебинара ознакомились все присутствующие.
Последним вопросом повестки совещания был вопрос о подготовке и проведении в ноябре муниципальных мероприятий, посвященных 215-летнему юбилею В.И.Даля.