Не за горами декабрь, когда выпускники 11-х классов вновь будут писать итоговое сочинение. Это испытание является допуском к сдаче ЕГЭ. И вот несколько советов от опытных педагогов.
- Готовиться к сочинению можно на примере газетной публикации. Надо взять любую статью, выделить в ней авторские тезисы, посмотреть, как автор доказывает свои мысли, чем иллюстрирует, как тезисы логически связаны друг с другом, с чего автор начинает и чем заканчивает. Структура чужой работы поможет увидеть, как строится сочинение-рассуждение. Это проще, чем придумывать композицию самостоятельно. Такой вариант может предложить и педагог на уроке.
- Отработка навыка написания сочинений может оказаться нерациональной, так как сочинение — жанр искусственный и, чтобы постоянно писать, нужно много времени на уроке и дома. А вот рассматривать, как выглядят сочинения разных жанров, применять в работе их отдельные элементы будет полезно. Сегодня это может быть эссе, завтра — рецензия, потом — отзыв и т. д.
- Выбирать направление и примерную тему обязательно должен сам ученик. Тема должна быть хорошо знакомой, чтобы свободно рассуждать, применяя литературный материал. Педагог может наметить только отдельные аспекты в рамках каждого направления.
- И напоследок совет для выпускников, планирующих поступать на гуманитарные специальности. Важно быть собой: отодвинуть от себя шаблонное написание сочинений и добавить жизни в свой текст. Важно, чтобы в нем была видна личность с твердой точкой зрения, а не готовый шаблон!
|