Мы стоим на пороге очень важного направления в процедурах массовой оценки качества образования - устных форматов. Процедура проведения собеседования по русскому языку проверяет коммуникативные компетенции обучающихся. То есть это их умение выразительного осознанного чтения текста, умение строить монологическое высказывание, умение участвовать в диалоге, умение пересказывать прочитанный текст с включением дополнительной информации. Все это тесно сопряжено с соблюдением языковых норм, как лексических, грамматических, стилистических, так и орфоэпических.
13 февраля 2019 года впервые в штатном режиме проводилось итоговое собеседование по русскому языку. В итоговом собеседовании приняли участие 206 выпускников 9-х классов. Не участвовали учащиеся МБОУ-ООШ с. Новокривовка, в связи с закрытием школы на карантин.
Почему процедура называется "собеседование по русскому языку"? Проверка происходит с точки зрения правильности освоения языковых норм. Эта процедура интересна тем, что она строится на интересном для этого возраста материале. В контрольном измерительном материале используются возможности, во-первых, выбора. Участник процедуры может выбрать какую-то интересную для него тематику. Он может выбрать стиль, в котором построит свой монолог. Описывать с опорой на фотографию какой-то сюжет, повествовать, девятиклассник может рассказать и поделиться какими-то собственными впечатлениями о событии, или порассуждать на заданную тематику. Дается возможность выбрать и поучаствовать в диалоге. Ведь очень важно слышать собеседника, важно отвечать на поставленный вопрос. За две минуты нужно прочитать текст осмысленно, а потом пересказать его с вкраплением в него дополнительной информации, которая представлена в контрольном измерительном материале, например, в виде цитаты.
Если говорить о воспитательной функции устного собеседования, то здесь два направления. Первое, это контент. В КИМ включены тексты, посвященные выдающимся людям нашего государства, нашей страны.
Нельзя оставить без внимания и воспитательный аспект - с ребенком нужно говорить. И в результат должны вкладывать и школа, и семья. Важно учителю участвовать в построении языковой компетенции грамотной речи. Умение доказать свою позицию, правильно доносить свою мысль, что важно на любом предмете. Поэтому необходимо развиваться в этом направлении. Первый шаг сделан. Во всяком случае, Рособрнадзором и усилиями ФИПИ создана процедура, которая не должна быть психологически напряженной для наших выпускников. Она достаточно лояльна. Даже и смысл ее, когда "зачет" и "незачет" в качестве результата, тоже психологически разгружает ситуацию. Плюс к тому, во всех конструктивных материалах, во всех методических рекомендациях, разработанных федеральным уровнем, главная установка - доброжелательная, комфортная атмосфера, которая должна быть на этой процедуре. Наши выпускники, в которых мы абсолютно уверены, умеют говорить. И эта процедура должна пройти вполне спокойно.
Результаты станут известны не позднее 19 февраля. Дополнительные сроки собеседования, для получивших незачет либо пропустивших собеседование по уважительной причине, будут 13 марта и 6 мая. |