Конкурс «Учитель года» стал традиционным в нашем районе более двадцати
лет. Этот конкурс позволяет выявить, поддержать и поощрить передовых школьных учителей, распространить их
педагогический опыт и повысить престижа труда учителя.
Именно в целях оказания методической помощи конкурсантам конкурса «Учитель
года-2014», а также в целях распространения передового педагогического опыта, 22 января 2014 года в уютном актовом зале МБОУ-СОШ № 1
р.п. Степное собрались 70 педагогов Советского, Краснокутского и
Федоровского районов, где прошел методический семинар «Школа опыта и
мастерства: УЧАСТВУЙ, ДОБИВАЙСЯ, ПОБЕЖДАЙ!».
Инициаторами данного методического форума стали «Информационно-методический
отдел» управления образования и Ассоциация лучших учителей Советского района. Особенностью
семинара этого года стало объединение участников муниципального конкурса «Учитель
года – 2014» сразу трех районов, которые перенимали опыт и мастерство от
призеров и финалистов регионального конкурса «Учитель года – 2013».
Открыл методический семинар начальник «Информационно-методический отдел»
управления образования Рахманкулов Р.Р., который отметил, что взаимоотношения
учителей Советского, Краснокутского и Федоровского районов вышли на новый
профессиональный уровень, когда происходит расширение диапазона
профессионального общения педагогических работников.
Затем директор МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное Исакина Н.Ю. познакомила
участников семинара с особенностями школы № 1, с ее талантливыми учениками и творческими
педагогами.
Вела семинар руководитель Ассоциации лучших учителей Советского района
Волкова Г.А. Галина Александровна сразу задала высокий темп семинару и
предложила конкурсантам уловить пульс победы и ритм педагогического мастерства.
Участники семинара побывали на уроке, который провела Карамышева
Светлана Юрьевна, учитель музыки МОУ-СОШ № 3 г. Красный Кут, победитель
ПНПО – 2012. Светлана Юрьевна
помогла конкурсантам окунуться в мир музыки и вместе с коллегами-«учениками»
раскрыла тайну колокольных
звонов.
Для того чтобы конкурсантам было удобно и комфортно работать, им было
предложено работать в рабочей тетради, которую специально для семинара разработала
Волкова Г.А. В тетради были выдели полезные советы и критерии по каждому этапу конкурса
«Учитель года».
Первое испытания конкурса – это визитная карточка педагога. Конкурсантам была предложена инструкция, в
которой были отмечены каким должен быть участник: красивым (с головы до ног); уверенным
(посмотрите, я лучший); держать удар (поддерживать соперника, в конце концов,
мы коллеги); оригинальным (я один такой на всём белом свете); содержательным
(не говорите общих фраз, не говорите…); артистичным (эмоции рождают внимание); со
знаком качества (качество исполнения должно быть на уровне полёта).
Свои визитные карточки показали финалисты и призеры регионального
конкурса «Учитель года – 2013»:
1.
«Первая строка». Самогаева Елена Николаевна, учитель
истории и обществознания МОУ-СОШ № 1
г. Красный Кут,
2.
«Как на конкурс меня провожали». Ревенко
Лариса Владимировна, учитель математики МОУ ООШ с.Николаевка Фёдоровского
района.
3.
«Знакомьтесь…». Савостин Геннадий Петрович, учитель
ОБЖ МБОУ «СОШ № 15» с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района.
Второе испытание конкурса – методическое объединение. Конкурсантам был дан
совет – каким должен быть участник на этом этапе: убедительным (доказать, что выбранная Вами методика, технология необходима для ведения вашего учебного
предмета, вашего курса); уверенным (то, что Вы
говорите, понимаете сами, сегодня имеете возможность поделиться своим опытом с другими участниками); глубоким
(опыт работы должен подкрепляться фактами эффективности вашей работы); компетентным
(уметь четко и грамотно отвечать на
вопросы жюри).
«ТРИЗ-технологиями» поделился Савостин Геннадий Петрович. Он не только раскрыл особенности данной
технологии, но и на практике показал, как их можно применять.
Самое важное и главное испытание на конкурсе – это урок. Урок – вершина
учительского мастерства! Урок должен быть: ученическим; логически упакованным; современным;
с «изюминкой»; неожиданным; оригинальным;
четким; выдержанным; результативным; содержательным; метапредметным; грамотным.
Конкурсанты увидели три ярких конкурсных урока:
1.
«Золотой человек» (Русская культура начала 19
века"), который провела Самогаева Елена Николаевна.
2.
«Смешанные числа» стали темой у Ревенко Ларисы Владимировны.
3.
Со структурой вооруженных сил РФ конкурсантов познакомил Савостин Геннадий Петрович.
Для того чтобы участники семинара имели возможность
отдохнуть, перевести дух от методической пищи, им были предложены музыкальные
переменки. В музыкальных переменках выступили танцевальный ансамбль «Креатив»
(руководитель Берегова Е.) и вокальная группа «Гармония» (руководитель
Гармашова Н.Г.), которые поразили своим талантом всех присутствующих.
Еще одно испытание конкурса – мастер-класс. Мастер-класс – не
обычный урок, а демонстрация каких-либо навыков, которые развиты у учителя
отлично. Мало просто рассказать о той или иной технологии, важно показать, как
она применяется, и дать слушателям возможность опробовать ее. Мастер-класс
должен содержать: философские рассуждения, переплетенные в учебное занятие
через оригинальные педагогические приемы.
И снова своим опытом и мастерством делились финалисты и
призеры регионального конкурса «Учитель года – 2013»:
1.
Самогаева Елена Николаевна доказала мировоззренческую
роль истории на примере темы «Декабристы».
2.
Ревенко Лариса
Владимировна показала «Как прекрасен этот мир» на уроках математики.
3.
Савостин Геннадий Петрович научил автономному
пребыванию человека в природных условиях.
Итоговую рефлексию провела Адракова А.А., член ассоциации
лучших учителей Советского района, которая отметила, что действительно сегодня участники
конкурса «Учитель года – 2014» прошли школу у талантливых, творческих, идейных,
мыслящих, ярких мастеров своего дела, посвятив им стихи:
1.
У Карамышевой Светланы Юрьевны
Тайна нам была раскрыта колокольных звонов.
Интерес Вы нам привили к пенью перезвонов.
Мы сначала все звенели разными тонами.
Песню ж с Вами мы пропели дружными хорами.
Научились слышать звуки самых разных звонов.
Вы не дали места скуке, нашу душу тронув.
2.
У
Самогаевой Елены Николаевны
С самой «Первой
строки» стихами увлекла Самогаева Елена
Николаевна.
«Золотой Человек» стал вершиной ее мастерства, песнь из
уст лилась уникальная.
На ценностях вечных построен урок, вопросы струятся рекою.
Вы славный учитель - истории Бог украсили праздник собою.
Роль предмета стала понятна нам всем, клятвы жен декабристов
читали.
Мастер-класс Ваш запомнился каждому тем, что истории подвиг
познали!
3.
У Ревенко
Ларисы Владимировны
Из выступления мы узнали, как Вас на конкурс провожали,
Как Вы советы получали, с семьей своей как побеждали!
На уроке ж три района числа изучали, шоколадные «успехи» дробью получали.
Целые и дробные части Вы смешали, научили знаниям тем, что
обещали.
Как прекрасен этот мир Вы нам показали.
Мастер-класс- раздумья пир вместе доказали.
4.
У Савостина Геннадия Петровича
«Знакомьтесь» просто сказали Вы нам и песню красиво запели.
Сказали так коротко «Завидую вам…» и всех покорить нас
сумели.
А уроки ОБЖ, признаюсь я честно, не встречала я нигде столь
классных, интересных.
Здесь о вооруженных силах я узнала и в чрезвычайных моментах
побывала.
Отличился Красный Кут знанием структуры.
Вдруг случился натиск тут! В помощь - ТРИЗ-фортуна.
Мастер-класс у Вас с лихвой побуждает мыслить
Что же нужно взять с собой, что бы жить, не киснуть!
Итак, конкурс «Учитель года» – это внешний механизм
приведения профессионального опыта в систему. Педагог должен воспользоваться
этим механизмом, чтобы выстроить свою ближайшую профессиональную перспективу. Участвуя
в профессиональном конкурсе, учитель приобретет гораздо больше, чем потеряет. И у
него все получится, если будет использована формула: креатив
учителя-конкурсанта, помноженный на мощную поддержку всей школы!
Фотоматериал: Дадатченко Т.В.