На днях главное образовательное ведомство заявило, что хочет получать информацию обо всех достижениях детей. Неужели электронных журналов уже недостаточно?
Электронное портфолио
Кончилась эпоха, когда целые классы замирали при виде ручки, нависшей над списком фамилий в журнале, - «К доске пойдет...» Уже к концу этого года российским школам придется окончательно перейти на электронные дневники.
Виртуальные оценки, чат с учителями, SMS-оповещение родителей о каждой двойке и пятерке... Но одного только электронного журнала чиновникам мало. Минобрнауки разместило информацию о тендере на создание системы электронного мониторинга достижений ученика. И хотят от этого мониторинга больше, чем капризная невеста от потенциального жениха. Система должна: - отслеживать смену учебного заведения,
- показывать внеучебные достижения ребенка,
- хранить информацию об отчисленных за неуспеваемость,
- помнить о детях-инвалидах, которые учатся в обычных и специализированных школах,
- а также иметь в виду детей из неблагополучных семей, которые в школу не ходят вовсе.
И на все это государство готово выделить 8,4 миллиона рублей. Вроде бы соус, под которым подается этот заказ, не соответствует запросам. Внеучебные достижения - это грамоты за конкурс чтецов и оценки в музыкальной школе. А смена школы и неблагополучные дети - совсем из другой оперы.
- Новый закон «Об образовании» предполагает повышение максимальной прозрачности оценки, качества образования и достижений учеников, - объясняет первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. - Мы много раз заявляли о том, что при поступлении в вузы мы хотим учитывать не только результаты ЕГЭ, но и другие достижения. Проект направлен именно на это. Как измерить внеучебные достижения ребенка - вопрос дискутируемый. И я надеюсь, что нам удастся создать систему, которая позволит комплексно учитывать все достижения ребенка.
Грубо говоря - это что-то вроде личного кабинета ученика, где будет храниться вся информация о нем. Такое электронное портфолио, конечно, удобно при поступлении в вуз. Можно будет учитывать еще и конкурсы, в которых принимал участие ученик, олимпиадыи всякие увлечения. То есть приемная комиссия увидит живого человека, а не циферки в графе «Результат ЕГЭ». И не надо копить чемодан грамот и собирать характеристики в последний момент - весь этот багаж информации будет собираться постепенно, в течение нескольких лет учебы. Да и мошенникам сложнее будет внезапно притвориться инвалидом, если до этого система будет рапортовать о победах на школьных футбольных матчах.
Но с другой точки зрения, так у детей никакой личной жизни не останется. С учителем вволю не поспоришь - вызов родителей в школу сохранится в системе. Вдруг потом вуз не захочет брать строптивого студента? Или факультет государственного управления насторожит тот факт, что потенциальный абитуриент в свободное время любит натянуть костюм орка и помахать деревянным мечом на ролевых игрищах...
Улучшенный дневник
Проще всего, конечно, добавить требуемые функции электронным журналам. В них уже есть база учеников и школ.
- В нашей системе есть практически все те функции, о которых идет речь в техзадании, - комментирует Ольга Новоселова, пресс-секретарь сервиса электронных дневников Дневник.ру. - Добавить можно разве что отчетность по «внеурочным достижениям» и перевод ребенка в другую школу. Личное пространство, на котором сделан акцент, и так должно отслеживаться в любом школьном онлайн-сервисе. Это необходимо не только для отображения успехов или неудач школьника в учебе и мониторинга развития ученика. В первую очередь это необходимо самому ребенку.
Пока чиновники обсуждают тему таких электронных портфолио, онлайн-сервисы вовсю экспериментируют. Например, в одном из недавних конкурсов компания Microsoft предложила ученикам представить все свои достижения в цифровом виде. Откликнулось больше 100 тысяч человек. Значит, школьникам это действительно удобно?
А вот учителя далеко не везде освоили новую технологию. Кто-то выставляет оценки вечерами, потому что школьный интернет тормозит. Другие еще не разобрались в дебрях интерфейсов. Но если школы компьютерами еще более-менее оснастили, то в ДК и детских клубах их явно не хватает. А чтобы система заработала, надо отправить всех педагогов дополнительного образования на переаттестацию.
- Вопрос не в том, насколько это реально, - вопрос в том, насколько реально сделать эту систему качественной в столь сжатые сроки, - продолжает Ольга Новоселова. - Все зависит от того, насколько четко ясны цели для того, кто возьмется за их реализацию. Пока базы данных электронных дневников никак не пересекаются. Перешел в другую школу - начал с чистого листа. Да и сохранность хранящейся в них информации под вопросом. Допустим, с защитой от малолетних хакеров как-нибудь справятся. Но страшно представить, что будет, если такая база данных детей - со всеми их увлечениями, пристрастиями, расписанием и сведениями о семье - попадет не в те руки.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА (Александр МИЛКУС, редактор отдела образования и науки «КП»)
Наконец-то ЕГЭ перестанут пугать детей?
Похоже, у родителей выпускников-2014 есть повод для радости. И у вузовских преподавателей - тоже. Единый госэкзамен перестает быть единственным пропуском в вуз. Создается механизм, который будет учитывать увлечения и достижения школьников и поможет вузу набрать своего студента.
Не сомневаюсь - поначалу он будет работать кривовато и вузы начнут «шалить», внося в графу достижений будущего студента пробивные способности его родителей. Но ведь и сейчас высокие баллы ЕГЭ далеко не всегда получают самые способные, верно?
Недавно я расспрашивал профессора Сунгхо Квон, президента корейской ассоциации общего образования, о том, как сейчас в Южной Корее сдают выпускные экзамены школьники. Дело в том, что, когда в России стали вводить Единый госэкзамен, я специально интересовался, как дело поставлено в других странах, где подобные экзамены уже работают. Круче всего тогда, в середине 2000-х, дела обстояли в Южной Корее. Там тоже экзамены проходили в один день по всей стране (причем во время экзамена над школами даже запрещались полеты самолетов). И экзамены в течение года пересдавать было нельзя. В общем, у детей был один шанс для поступления в вуз. А в Корее, рванувшей на памяти одного поколения из феодализма волна самоубийств молодых людей, не оправдавших надежд родителей.
У нас дети, слава богу, получив результаты ЕГЭ, не вешаются. Но случайность, не позволившая сильным ребятам набрать на экзамене нужный для поступления балл, много судеб попереломала. Незадолго до экзаменов Сеул даже запускал специальную агитационную программу по телевидению и в газетах: мол, после экзамена жизнь не заканчивается...
- Сейчас-то у вас как? Дети к экзамену привыкли, не бросаются вниз головой с небоскребов? - спрашивал я профессора Квон.
- Да что вы! - делала профессор страшные глаза. - Те годы были очень тяжелыми для системы образования страны. Мы уже извлекли уроки и изменили систему поступления в вузы.
Как? А вот так же, как сейчас пытаются это сделать в России. То есть, кроме экзаменов, важно еще и то самое портфолио. Вузы проводят собеседования С КАЖДЫМ потенциальным абитуриентом. Смотрят, как он мотивирован на учебу, и именно по той специальности, на которую он подал документы. Изучают достижения за время учебы в школе. Причем каждый вуз сам разрабатывает критерии - как он будет учитывать достижения абитуриента и какие способности именно для него важны. Но это не значит, что дело пущено на самотек. За процедурой приема следит Министерство образования страны, оно утверждает те самые критерии, которые разработал вуз.
- У нас теперь перестало быть трагедией то, что школьник на выпускном экзамене недобрал несколько баллов, - объясняет профессор Квон. - Он знает - если сможет доказать, почему ему нужно учиться именно в этом университете и именно этой специальности, - его примут. Хорошо, что к такому же выводу пришли наши власти и решили скорректировать процедуру приема в вузы. Понятно, что у нас все будет не по-корейски, а по-российски. Но пусть хоть так... Эх, еще бы дали возможность детям пересдавать ЕГЭ в течение учебного года...
|