С этого учебного года обучение в 5-9 классах переходит на федеральный государственный образовательный стандарт. В Минобрнауки поясняют, что он открывает новые возможности для каждой конкретной школы и повысит качество образования в России в целом. Приводим топ-5 основных изменений для средней школы и возможные негативные последствия этих перемен.
ФГОС для начальной школы уже стартовал, теперь на очереди – средняя школа. С этого года начинается переходный период. Попробуем разобраться какие кардинальные изменения ожидают педагогов и школьников, и выделим возможные негативные последствия, так как о позитивной стороне дела нам уже достаточно сказал Минобр.
1. Полный учебный день
Новый стандарт образования предполагает, что дети заняты в школе не только во время уроков, но и во второй половине дня. Она предназначена для внеурочной деятельности и дополнительного образования - экскурсий, творческой работы, кружков и секций.
Все это входит в гарантированный государством минимум занятий, а значит, является бесплатным для родителей. На внеурочную деятельность за пять лет обучения в средней школе каждому ученику выделено 1750 часов. За занятия с ним в пределах этой нормы учителя будут получать зарплату.
Школа оставляет за собой право сохранять дополнительные платные услуги, которое также финансируется правительством.
Что произойдет?
- отмирание продленки, которая будет не нужна родителям в виду занятости ребенка на кружках и секциях.
- кризис дополнительных услуг в условиях многообразия «бесплатных».
- чрезвычайная загруженность учителей во внеурочной деятельности при отсутствии адекватного финансирования.
- повышение количества бумажной работы, связанной с внеурочной деятельностью.
- загруженность детей, которым придется и самим «выполнять план» по деятельности после уроков.
2. Профориентация
В соответствии с новым стандартом, во всех школах, начиная с 5 класса, будут проводить в плановом режиме мероприятия по профориентации учеников. Предусмотрены такие формы, как ярмарки профессий, диагностика школьников, выбор учениками наиболее им комфортного типа деятельности (человек-человек, человек-техника и т.д.), знакомство с производствами, кратким описанием существующих профессий и пр.
В старшей школе, по новому стандарту, предполагается профильное образование, при котором в первую очередь изучают предметы, нужные для дальнейшего образования и работы. Будущему физику-ядерщику, бухгалтеру и дизайнеру не обязательно одинаково глубоко изучать одни и те же дисциплины. Чтобы школьники смогли правильно сформировать свои персональные программы для старших классов, в средних им покажут разные профессии, устроят экскурсии на предприятия, проведут тесты на наличие талантов и склонностей.
Что произойдет?
- профориентация станет формальной. Если это не нужно не учителям, не ученикам – все это превратится в нудную работу.
- загруженность учеников и учителей, которые не готовы к такому объему поверх урочной деятельности.
- сложность проведения действительно интересных занятий и экскурсий при отсутствии договоренности с предприятиями и недостаточными знаниями учителей.
- повышения количества бумажной работы.
3. Второй язык.
Впервые в стандарте основной школы определен статус второго иностранного языка. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «филология». Система образования РФ очень многообразна, обучение в школах осуществляется не только на русском языке. Есть школы, в которых изучается, наряду с русским, язык республики.
Поэтому не везде может изучаться второй иностранный, но принятый стандарт фактически ориентирует на то, чтобы в большинстве школ изучалось два языка, помимо языка обучения. Введение второго иностранного языка зависит от школы, от администрации. Как правило, в обычной школе это два часа в неделю, во многих специальных лингвистических школах - три часа и более.
Что произойдет?
- загруженность учеников.
- сложность нахождения специалистов и включения их в работу.
- необходимость реформирования – новые лингафонные кабинеты, учебные пособия и т.д.
4. Духовность
Согласно стандарту, также будет впервые введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
«Мы многонациональное, многоконфессиональное государство, и у российской школы появляется вот эта ниша, которая может заполниться региональным, специфическим для каждого региона образованием», - отметили в министерстве. Там уточнили, что это может быть или урок в расписании, или какой-то клуб в рамках внеурочной деятельности, цикл экскурсий (православные храмы Костромской области, мечети и храмы Кавказа и пр.), чтобы познакомиться с культурой народов через посещение культовых сооружений.
«Это может быть и школьный театр, где ребята будут готовить сами какие-то костюмы, ставить какие-то постановки на языке народа - разные формы. Школе дается право выбора, но это будет обязательно для каждого учреждения», - подчеркнули в министерстве.
Что произойдет?
- загруженность учителей, обязанных выполнять этот стандарт.
- загруженность учеников зачастую лишними знаниями и информацией.
- проблемы с формированием программы занятием.
- увеличение бумажной работы.
5. Методика.
Кроме всего перечисленного, предполагается изменить и методику преподавания предметов. Учитель теперь станет не источником истины, а модератором, помогающим ученикам самим дойти до нужных знаний. По такому принципу уже работают детские сады и начальная школа.
Что произойдет?
- переобучение педагогов, неготовых к новым форматам обучения.
- непринятие педагогами новых позиций.
- переоформление примерных планов и программ под новые условия, а следовательно – большая занятость.
При всех возможных плюсах для учеников и родителей, новый ФГОС – это очень радикальные изменения, которые в первое время принесут очень много сложностей, лишней работы и негодования. Переходный процесс может затянуться, так как мы ещё не вырастили новое поколение специалистов, готовых работать по этим схемам. Будем надеяться, что этот переход пройдет не слишком болезненно для нашего образования, наших учителей и главное – наших детей.
Источник. |