В работе круглого стола в режиме видеоконференции приняли участие представители Балаковского, Ершовского, Ивантеевского, Перелюбского муниципальных райлнов и г. Саратова.
Предлагаем для ознакомления выработанный в ходе круглого стола проект рекомендаций.
Проект Рекомендации круглого стола
«Переход на новые образовательные стандарты» 3 августа 2010 г.
г. Саратов
В соответствии с приказом министерства образования Саратовской области № 1804 от 14.07.2010 года 3 августа 2010 года был проведен зональный круглый стол «Переход на новые образовательные стандарты». Организаторы круглого стола – министерство образования Саратовской области, ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». В работе круглого стола приняли участие 100 представителей Балаковского, Ершовского, Ивантеевского, Перелюбского муниципальных районов и г. Саратова: руководители и специалисты муниципальных органов самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и методисты муниципальных методических служб, руководители и учителя начальных классов образовательных учреждений, представители СМИ и общественных организаций.
В режиме видеоконференции участники обсудили ряд актуальных вопросов введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, таких как - подготовка муниципальных систем образования к введению в образовательных учреждениях стандартов второго поколения; - деятельность муниципальных методических служб по подготовке педагогических кадров к переходу на новые образовательные стандарты; - готовность образовательного учреждения к введению ФГОС начального общего образования; - формирование основной образовательной программы начальной школы; - особенности организации образовательного процесса в начальной сельской школе в соответствии с требованиями нового стандарта.
Постепенный переход на новые образовательные стандарты в школе в 2010-2022 годах является одним из ключевых направлений президентской инициативы «Наша новая школа», реализация которой началась в России с этого года. В 2010 году 123 образовательных учреждения Саратовской области в пилотном режиме переходят на образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, в связи с чем все районы области активно работают над подготовкой муниципальных систем образования к переходу на новый стандарт. Каждая территория имеет свои приоритеты, особенности и традиции, поэтому работа в данном направлении строилась в разных районах по-разному. Ознакомившись с ходом подготовки перехода образовательных учреждений территорий – участников круглого стола на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, присутствующие констатировали, что введение нового стандарта требует серьезной подготовки управленческого аппарата, педагогических кадров, родительской общественности и осуществления ряда мероприятий по различным направлениям его обеспечения: нормативному, кадровому, материально-техническому и другим.
В ходе обсуждения вопросов, затронутых в выступлениях представителей органов самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и муниципальных методических служб был обозначен ряд проблем, возникших в процессе подготовки введения нового стандарта, таких как - непроработанность нормативной базы; - недостаточная ресурсная обеспеченность образовательного процесса в начальной школе; - неготовность руководителей и педагогов образовательных учреждений к организации образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; - отсутствие практики в образовательных учреждениях нормирования и учёта внеурочной работы.
Представители районов обменялись своим опытом и видениями путей решения озвученных проблем. Обсуждение вопросов готовности образовательных учреждений к введению нового стандарта в начальной школе, в частности – подходов к формированию основной образовательной программы начального общего образования, вызвал живой интерес. Участники круглого стола сошлись во мнении, что для успешного перехода на новые образовательные стандарты необходим коллектив единомышленников, разделяющих цели и ценности современного образования, профессионально компетентных в вопросах решения поставленных задач и обеспечения осуществления планов и программ, то есть – эффективная команда, способная реализовать идеи и принципы стандартов второго поколения. Участники обсуждения отметили существенное улучшение материально-технической оснащенности образовательных учреждений в последние годы: в основном за счет поставок в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования и грантов, полученных образовательными учреждениями в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и региональных конкурсов.
Все участники круглого стола признали, что наиболее сложным в процессе подготовки школы к введению нового стандарта, является вопрос формирования основной образовательной программы начального общего образования, как в силу своей новизны, а, следовательно – отсутствия соответствующего опыта, так и объемности разработки – и по времени, и по затраченным усилиям. С введением нового стандарта родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и участвовать в управлении школой.
Участники обсуждения признали необходимость систематической работы с родительской общественностью, в частности по выявлению образовательных запросов, формированию заинтересованности в получении разнообразных образовательных услуг. Отличительной особенностью нового стандарта начальной школы является наличие в учебном плане образовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», призванного обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование гражданской позиции, приобретение первоначальных навыков совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и др. Участники круглого стола обратили внимание на необходимость привлечения при организации внеурочной деятельности ресурсов и возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Обсудив вынесенные на круглый стол вопросы, его участники отмечают: - системность и целенаправленность деятельности муниципальных систем образования по различным направлениям подготовки образовательных учреждений к введению ФГОС НОО; - возрастающую значимость профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников, обеспечивающих реализацию требований стандартов второго поколения; - необходимость · разработки комплекса мер, гарантирующих надежность и высокую ответственность всех категорий педагогических и руководящих работников, обеспечивающих введение ФГОС; · взаимодействия региональных и муниципальных органов исполнительной власти с общественными организациями, осуществляющими деятельность в рамках социального партнерства с ОУ при введении ФГОС; · совершенствования научно-практического и методического обеспечения образовательного процесса по вопросам перехода школ области на образовательные стандарты второго поколения. На основании вышеизложенного участники круглого стола считают возможным рекомендовать:
Министерству образования Саратовской области: - содействовать развитию взаимодействия муниципальных территорий в части обмена опытом, консолидации ресурсов для решения вопросов введения ФГОС НОО; - рекомендовать продолжить практику проведения конференций и круглых столов по указанной тематике с привлечением максимально широкого круга заинтересованных лиц; |