Школа является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не только образованного, но и умеющего жить в социуме члена общества.
Современная жизнь предъявляет большие требования к подрастающему поколению. Успешные в современном мире люди общительные, умеющие наладить контакты с разными людьми, инициативные, творческие, креативные.
Но, к сожалению, всё чаще к нам в лицей приходят дети, которые боятся общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит именно школе, где происходит активное формирование личности. Школьное детство – время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В школьный период социализации ребёнка формируется самооценка, которая во многих случаях остаётся с ним на всю жизнь. В школе ребёнок овладевает системой таких составляющих социальной адаптации как:
- Умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях.
- Осознание новой социальной роли «Я- школьник».
- Понимание нового периода своей жизни.
- Личностной активностью в установлении гармоничных связей с социальным
- окружением, соблюдением правил класса, требованием умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.
Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас ещё и потому, что идёт процесс формирования нового поколения российских граждан.
Концепция воспитательной системы каждого образовательного учреждения выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина - патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию.
Наш лицей не исключение и среди других образовательных учреждений района - лицей отличается особым стилем, имеет свое «лицо». Этим стилем отличаются наши ученики, участвуя в муниципальных мероприятиях; этот стиль отмечают все присутствующие на наших общешкольных мероприятиях: сдержанность, воспитанность, внутренний стержень, умение неординарно подавать материал. Выражение «стиль школы» употреблял А.С. Макаренко, считая его самым существенным, самым важным пунктом коллективного воспитания. И он же отмечал, что стиль учебного заведения создается очень медленно, так как немыслим без накопления традиций. Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание…- подчеркивает К.Д.Ушинский,- не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров».
Говоря о значимости и необходимости школьных традиций, следует сказать о том, что они отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения.
Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются общешкольным коллективом. Конечно, подавляющее большинство традиционных дел, мероприятий, которые проводятся в стенах лицея, были предложены педагогическим коллективом. Но сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации. Это относится и к деловой игре «День дублера», к праздникам «Посвящение в первоклассники» и «Посвящение в старшеклассники», и к общешкольным линейкам по окончании учебного года.
Традиционные мероприятия и праздники несут в себе огромный воспитательный потенциал:
- традиционные мероприятия представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость», и тем самым обогащают жизнь школьного коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно повторяющихся мероприятиях, (концертная программа ко Дню учителя, Новогодние мероприятия, мероприятия к 8 марта, 23 февраля, 9 мая) они готовятся к ним, ждут их, участвуют в их проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение;
- наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, способствует сближению детей между собой и учительским коллективом;
- хорошо организованные и ярко проведенные праздники и мероприятия вызывают чувство гордости у детей за свой лицей, уважительное отношение к ее маленьким и взрослым «жителям», а также формируют понимание причастности к «своему» лицею и «своему» классу, т.е. в целом обеспечивают готовность к позитивной социализации.
Но традиционными мероприятиями и праздниками школьные традиции не ограничиваются. К ним относится, например, участие в различных видах общественно полезного труда (субботники, дежурство по лицею и классу, ремонт мебели, летняя трудовая отработка) помощь старших школьников младшим (при подготовке и проведении отдельных мероприятий в начальной школе (Посвящение первоклассников в пешеходы, Прощание с Азбукой).
Поддерживать и закреплять традиции – вовсе не значит из года в год повторять одно и тоже. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня. Не случайно, что больше всего мы гордимся традициями, сложившимися в военно-патриотическом воспитании. Именно здесь хорошо видно, как с каждым годом появляется все больше разнообразных форм работы, мероприятий, охватывающих все возрастные категории учащихся, позволяющих самовыражаться, самореализовываться ученикам с различными интересами и способностями. Именно здесь чаще всего складывается «ситуация успеха», без которой невозможно развитие личности, его позитивная социализация. Яркий пример социализации - это подготовка к смотру строя и песни, посвященному Дню Победы. Где старшие школьники выступают в роли тренеров для «новобранцев». Помогают, направляют, обучают и, можно сказать, воспитывают на личном примере.
Наш лицей всегда славился спортивными достижениями и победами. Свежий пример тому, победа нашей команды 8-ых классов в товарищеской встрече по баскетболу с командой школы №1. Ежегодное проведение сдачи нормативов ГТО не обходится без наших спортсменов, которые показывают отличные результаты, среди которых есть и учителя.
Строя в лицее воспитательную систему с опорой на сложившиеся традиции, администрация лицея учитывает современные изменения в образе жизни, мировоззрении учащихся и их родителей. В развивающейся школе должны появляться новые формы работы, соответствующие времени и стилю образовательного учреждения. Напиример: «информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Квесты, Брейн-ринг, круглые-столы, открытый микровон- форма публицистической деятельности. Учащиеся ыступают перед коллективом с каким либо вопросом, имеющим отношение к организации жизни в учебном заведении.
Для реализации задач лицея по социализации, развитию и воспитанию учащихся проделывается огромная работа всего педагогического коллектива.
В целом, воспитательная система лицея создает хорошие условия для управления процессом социализации личности. Именно здесь- велики возможности для создания «ситуации успеха» даже для учащихся, которым обучение дается нелегко, именно здесь можно найти способы коррекции детских комплексов. В этом очень помогает открывшийся в этом году образовательный центр естественно-научной направленности «Точка роста». Педагоги на своих занятиях создают «ситуацию успеха» для всех без исключения. Ученики из разных классов с удовольствием посещают занятия, даже в дни школьных каникул. Увлеченно общаются, узнают что-то новое и интересное.
Лицей не стоит на месте, мы ищем новые формы работы, учимся и учим новому, готовим наших учеников для нового современного общества и помогаем социализироваться другим. В этом учебному году на базе центра «Точка Роста» Платонова А.Ю. реализовывала программу «Юные биологи» для воспитанников детского сада. Малыши с нетерпением ждут каждой встречи с учителем, для них это новая форма работы и совсем другой, серьезный этап в жизни. Ребята привыкают находится в стенах лицея, к его порядкам и законам, ведь совсем скоро и они станут учениками.
Хорошим подспорьем в социализации обучающихся является работа на базе нашего лицея мобильного технопарка "Кванториум", который реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». «Кванториум» – это школа мышления абсолютно нового типа, а также уникальная интерактивная образовательная среда, лабораторного комплекса предназначенная для ускоренного развития ребёнка по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Лицеисты с удовольствием посещают занятия, общаются с педагогами технопарка. Пробуют свои силы в конструировании, моделировании, проектировании. Педагоги технопарка создают единое пространство для юных исследователей, оснащенное современным цифровым и игровым оборудованием, которое отвечает требованиям современной государственной политики в сфере образования. Также педагоги технопарка легко находят общий язык с детьми, а те в свою очередь, задают множество вопросов, узнают много нового и полезного.
Большую роль в социализации учеников играет такое направление, как волонтерство. Волонтеры- люди активные, находящиеся в постоянном поиске нового, очень быстро загораются новой идеей, а самое главное стремятся зажечь других. Волонтерский отряд, под руководством Ольги Александровны, систематически организует и проводят мероприятия и акции не только в стенах лицея, но и за его пределами. Волонтеры очень часто посещают учеников начального звена с информативными минутками и различного рода докладами. Тем самым не только просвещают подрастающее поколение, но и набираются опыта выступлений перед разной публикой.
По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества.
Действительно, социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа главное место, где формируются жизненные (т.е. социальные) компетенции ребенка. Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития
В конце хочется заметить, что покидая стены родного лицея ребята продолжают развиваться, совершенствоваться и самореализовываться и многие из выпускников уже на первом курсе становятся звездами в спорте, волонтерстве и в других направлениях в своих высших учебных заведениях.
Источник: https://uprobr.ucoz.ru/avatar/07/Pamyatki2019/socializacija_uchashhikhsja_2.docx |