В ряду новых явлений отечественной сферы образования, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Практика показывает, что указанные требования к образованности молодого поколения не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Оно все больше нуждается в дополнительном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, которое дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, достижение успеха в соответствии с собственными способностями независимо от уровня успеваемости. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание, форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический климат, который положительно влияет и на учебную деятельность.
В нашем учреждении дополнительное образование реализуется 3 программы ДО. Охват обучающихся дополнительным образованием составляет 76 человек (87%)
В школе функционируют 3 д/о, в которых работают 3 педагога дополнительного образования. Все педагоги постоянно повышают уровень своей квалификации. В текущем учебном году , 3 педагога прошли курсы повышения квалификации по теме: «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС».
В МБОУ-ООШ с.Александровка реализуются 3 программы дополнительного образования следующих направленностей:
-туристско-краеведческая;
- социально-педагогическая;
- физкультурно-спортивная;
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования являются:
- творческие достижения обучающихся (организация и участие в конкурсе «Юный экскурсовод» -призер (руководитель Янеева Е.Е.), конкурс музейных комнат – победитель (руководитель Янеева Е.Е.)
- в спортивно-оздоровительной работе (участие в спортивных соревнованиях, играх, ГТО, «Лыжня России», конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь») ;
К сожалению, слабое материально-техническое оснащение учреждения тормозит развитие дополнительного образования в нашей школе. Ни для кого не секрет, что сегодня, для того, что бы привлечь ребенка к творчеству недостаточно иметь квалифицированного педагога. Как минимум, надо не отставать от школьного оборудования и того множества гаджетов, которые имеет практически каждый школьник. Наша задача- всеми силами удержать детей от порой негативного воздействия информационного бума, заполнить свободное пространство делом, игрой, живым общением.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать дело по душе, выявить предпочтения ребенка и развивать его способности в самых разных направлениях. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.
Таким образом, дополнительное образование детей способно решить целый комплекс проблем. Оно призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития детей, удовлетворению творческих и образовательных потребностей.
Источник: https://uprobr.ucoz.ru/avatar/07/Obrazovanie2020/rol_do_v_vospitanii.docx |