СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Цель: Познакомить учащихся со способами создания позитивных дружеских отношений с различными людьми с целью взаимопомощи, сосуществования в обществе, ради чувства самоуважения. Материалы и оборудование: рабочие листы на тему: «Создание дружеских отношений», сценарии рассказа «Просьба о помощи». Ход мероприятия Учитель. Ответьте на вопросы: 1. Можно ли прожить без друзей? 2. Какие друзья важны для вас? 3. Что они делают для вас? Каждый имеет право на свои определенные (социальные, личные) чувства и потребности, которые необходимо удовлетворять. Эти потребности включают в себя: 1. Быть любимым – потребность иметь людей, которые заботятся о тебе, помогают, понимают и любят тебя. 2. Быть необходимым обществу – потребность во внимании и заботе общества о личной безопасности, правах, потребности в твоих знаниях. 3. Быть одобряемым – потребность в положительной оценке того, что ты делаешь. (Выделенные слова пишутся на доске и обсуждаются.) Создание дружеских отношений со многими людьми – членами семьи, одноклассниками, соседями – обеспечивает хорошие возможности для людей во взаимопомощи, взаимопонимании, усиливает чувства самоуважения и достоинства. Учитель (спрашивает учащихся). Какие, на ваш взгляд, качества важны в друге? Далее учитель разбивает класс на малые группы, раздаются рабочие листы: «Создание дружеских отношений». В 1-й части рабочего листа учащиеся должны указать три важных качества друга, во 2-й – составить список людей, к которым они могли бы обратиться за помощью и подумать, как связать части 1 и 2 рабочего листа. РАБОЧИЙ ЛИСТ Часть 1 Характерные признаки дружеских отношений. Перечислите три качества, которые вы бы хотели видеть в друге. 1. ________________________________________________________ 2. ________________________________________________________ 3. ________________________________________________________ Часть 2 Люди, на которых я могу положиться, к которым я могу обратиться за помощью. 1. Друг, мой ровесник. 2. Родители или другие члены семьи. 3. Взрослый, не являющийся членом семьи. 4. Учитель, психолог или другой взрослый человек в школе. В случае критической ситуации обращусь: – к другу; – к родителям; – к учителям; – к соседям; – в дежурные службы (милиция…); – другое.
Учащимся дается время, чтобы завершить работу над рабочими листами. Затем отвечающие зачитывают ответы на 1 и 2 части рабочего листа, а один из учащихся записывает их на доске. Учитель. Важно оставаться в дружеских отношениях не только с родными и друзьями, но и с соседями. Вам может понадобиться их помощь. – К кому бы вы не обратились за помощью? Почему? Учитель. По мере вашего взросления, возникновения и развития новых интересов вы будете знакомиться и заводить новых друзей. Но жизнь учит, что надо сохранять и поддерживать старые дружеские связи. – Как завести новых друзей? Ответы записываются на доске. Учащиеся. – Быть дружелюбным. – Принимать участие в работе секций, кружков. – Проявлять интерес к новым людям. – Уметь поддерживать разговор. – Быть внимательным. Учитель. Какие существуют препятствия для выработки новых дружеских отношений? Ответы записываются на доске. Учащиеся. – Смущение, стеснение, замкнутость. – Недостаточное самоуважение или большая самоуверенность. – Страх быть отвергнутым. Учитель с учащимися разбирает понятие «Просьба о помощи» – это типичная ситуация, часто встречающаяся среди молодых людей, знающих друг друга. Учитель разбивает класс на группы. Учащиеся работают в малых группах. Учитель раздает им сценарий «Просьба о помощи». В каждой группе выбираются 2 ученика, один из которых зачитывает сценарий, а другой записывает после обсуждения ответы на вопросы. Затем, проанализировав результаты, вся группа высказывается. ПРОСЬБА О ПОМОЩИ Задание: прочтите ситуацию, завершите рассказ, ответьте на поставленные вопросы. Роман и Петя учились в 9 классе. Дружили давно, с начальной школы. Любимым занятием ребят был футбол на перемене. Несколько раз к их игре пытался присоединиться новичок в классе – Антон. Ребята не любили его за грубость, сквернословие. Антон так хотел поиграть, что Рома в конце концов пригласил его. С начала игры Антон стал вести себя вызывающе, выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но прозвенел звонок и ребята пошли на урок. Антон так и приставал к Пете – во время урока предложит «поговорить». Петя драться не хотел. «Что, трусишь?», – усмехнулся Антон. «Не хочешь иметь дело со мной – будешь иметь дело с моими друзьями». После уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у школы. В этот момент мальчики услышали сигнал машины. Это приехал за Ромой отец. Когда они садились в машину, Антон им крикнул: «Струсили? Увидимся завтра». На следующий день Петя и Рома встретились в школе. Петя открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома спросил: «Зачем тебе это?». «У отца взял, – сказал Петя, – попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое». Прозвенел звонок на урок. Петя попросил Рому: «Положи пистолет в свой портфель и сохрани его там для меня, так как я боюсь, что, обнаружив пропажу, мой отец перероет там все мои вещи». «Хорошо, но только до перерыва на большую перемену», – ответил Рома. Рита, с которой Рома дружил, обратила внимание, что он расстроен. Учитель. Закончите рассказ, ответьте на в о п р о с ы: 1. Почему Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено? (Был доведен до отчаяния, напуган, хотел отомстить и т. д.) 2. Что Пете и Роме не нравилось в Антоне? (Вызывающее поведение, развязность.) 3. Какого рода давление на Рому использовал Петя, чтобы убедить его спрятать у себя оружие? (Силу убеждения, дружеские чувства.) 4. Какое наказание ожидало Петю за то, что он принес оружие в школу? (Наказание родителей, доставка в милицию и т. д.) 5. К кому мальчики могли бы обратиться за помощью? (К родителям, к директору школы, к психологу, к учителю.) Подведение итогов. Учитель. Данная ситуация (принесение оружия в школу) может закончиться серьезными последствиями. Друзья необходимы. Чтобы удовлетворить потребности людей в любви, для оказания помощи и поддержки, в формировании чувства самоуважения. Стремление вести себя дружелюбно с другими важно для создания дружеских отношений. Важно знать, когда и у кого попросить помощи и поддержки в неприятных ситуациях.