Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 06.08.2020, 19:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

управления образования администрации

 Советского муниципального района

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [6]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [11]
Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации [4]
Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации [5]
Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]
О реализации развития математического образования в Российской Федерации на территории Советского му [6]
Дистанционное обучение в условиях образовательной организации [4]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [7]
Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы [13]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » «Новая школа - новый учитель» 2016 » Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы

    В категории материалов: 13
    Показано материалов: 1-10
    Страницы: 1 2 »

    Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

    Хохлова Нина Борисовна  (nin421@yandex.ru), руководитель РМО педагогов художественно-эстетического цикла, Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
     
    Информатизация современного общества и реформы российского образования привели к появлению большого количества цифровых ресурсов и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), широко применяемых в обучении.

    В эпоху информационного взрыва современный педагог должен задумываться о поддержании профессионального тонуса, повышении квалификации не только для аттестации, но и для укрепления авторитета в ученической аудитории. Педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

    Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию дополнительной образовательной программы благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

    Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет, для того чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне происходит в процессе самообразования педагога или прохождения курсов повышения квалификации. Но, традиционный подход к повышению квалификации (1 раз в 5 лет) уже не отвечает запросам педагогического сообщества. На помощь приходят дистанционные мероприятия. Участие в конференциях,  мастер-классах,  интернет - семинарах, сетевых сообществах, конкурсах различного уровня - все это способствует совершенствованию учебно-методического творчества и повышению информационной компетентности педагога. Большое поле деятельности для этого представляют  информационно-методические центры, особенно  информационно-методический центр Советского района Саратовской области,  порталы: «Сеть творческих учителей»http://it-n.ru/,    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/, Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/  и др. 

    Действующая система дополнительного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе. К сожалению, многие педагоги  дополнительного образования, специалисты, не имеющие педагогического образования, не владеющие методиками применения ИКТ- технологий и особо нуждающиеся в повышении уровня ИКТ- компетентости, причем, с помощью наставника или методиста.

    Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день (при отсутствии методиста в ДТ), как руководитель РМО педагогов художественно-эстетического цикла, в том числе педагогов дополнительного образования, пришла к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении. 

    Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы | Просмотров: 496 | Добавил: rrr0901 | Дата: 20.06.2016 | Комментарии (4)

    Король Галина Анатольевна    МБОУ-ООШ с. Любимово    директор

    «Век живи - век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности. 
    Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства руководителей, преподавателей, их компентенции и эрудиции - это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы в школе. 

    Основной целью повышения квалификации педагогических работников МБОУ-ООШ с. Любимово  является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов,   придание структурной целостности  педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности  обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

    Задачи повышения квалификации:

    • поддержка и совершенствование профессионального уровня всех педагогов в соответствие с требованиями сегодняшнего дня;
    • создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности до потенциально возможного уровня;
    • переориентация целевых установок при планировании  и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;
    • активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,
    • предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;
    • удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;
    • освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства.

    Структура  модели повышения квалификации в МБОУ-ООШ с. Любимово  включает  четыре организационных уровня:

    • самообразование,
    • школьный
    • муниципальный
    • республиканский, федеральный.

    Стебенькова Л.Н.,учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ п. Новопушкинское» Энгельсского района Саратовской области.

    Современная жизнь ставит перед обучающимся высокие цели: умение строить общение с разными людьми в различных жизненных ситуациях, чувствуя себя  при этом достаточно уверенно и комфортно. Формирование умений четко изложить мысль (как устно, так и письменно), при необходимости корректировать созданное, грамотно высказывать собственное суждение  по проблеме, быть тактичным и одновременно убедительным в дискуссии — одна из важных составляющих развития речемыслительной деятельности учащихся, формирования  их коммуникативной культуры.

    Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную грамотность и учёт точки зрения других людей, умение слушать, а при необходимости вступать в диалог, быть активным в общем обсуждении проблем, объединяться со сверстниками и эффективно взаимодействовать с ними и взрослыми. Соответственно, коммуникативные действия - это планирование совместной деятельности с учителем и сверстниками, формулировка вопросов, разрешение возникающих конфликтов, воздействие на поведение партнёра.

    Как формировать коммуникативные навыки?  Только ли специальные тренинги могут помочь в этом?

    Если обратиться к опыту известных дидактов (Д.И.Иванова, О.В.Соколовой, К.П.Митрофанова), то можно найти следующий взгляд на определение формирования коммуникативной культуры: 

    «… коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею». [Дейкина 1990: 3].  Выходит, научить детей свободно строить свою речь в зависимости от задачи общения возможно при условии постоянной тренировки речевых умений. А для этого необходима особая форма урока - общения или часть урока, отведённая для этой цели.

    Таким образом, введение  в учебную деятельность общения является непременным условием формирования коммуникативных навыков. Общение в данном случае рассматривается как средство обучения. При этом как форма организации обучения остается урок, но выбираются новые способы организации обучения. 

    Развивать коммуникативную, рефлексивную, личностную культуру школьника  позволяют так называемые  нетрадиционные, нестандартные уроки - импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. На таких уроках предлагается обучение способам работы, обучающиеся ставятся в обстоятельства, требующие принятия самостоятельных решений. В их основе - совместная деятельность учителя и учащихся. Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? 

    Безусловно, активизируется деятельность обучающихся, развиваются умения самостоятельной работы. Они  ищут необходимую  информацию к уроку, продумывают форму ее презентации, а использование коллективных форм работы на уроке способствует отработке (или формированию) коммуникативных навыков.


    Грибова О.Л. учитель начальных классов МОУ-СОШ №4 г. Маркса

    «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами»  
    В. А. Сухомлинский

    Долгое время при обучении чтению в начальной школе основное внимание уделялось повышению темпа чтения и  правильности.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.  В настоящее время, в соответствии с требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования, большая роль отводится смысловому чтению. При этом образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». 

    Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

    По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.   Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.  

    Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации. 

    Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. 

    Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.

    Выделяют основные методы и принципы работы по формированию смыслового чтения:
    •    применение метода «ведение диалога с текстом»;
    •    активная работа со словом;
    •    развитие читательского воображения.


    Агеева Вероника Геннадиевна    МБОУ-СОШ № 1 р.п. Степное    учитель начальных классов

     «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

    Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»

    И. Соньер


    У человека, как и у многих животных, большинство органов парные: две руки, две ноги, два глаза, два уха, две почки, два полушария мозга. Парность органов не означает их одинаковое функционирование. Мы знаем, какая рука у нас ведущая – выполняет наиболее сложные, тонкие операции. У большинства людей – это правая рука. Мы едим, шьем, пишем, рисуем правой рукой. Среди людей - правшей, использующих для точных действий правую руку, 90%, тогда как левши составляют в среднем 10%.

    Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полёт фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.

    Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее, все расчеты и измерения производит левое полушарие.

    Учёному левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

    Специализация полушарий мозга в процессе интеллектуальной деятельности заключается в следующем:

     Левое полушарие

     Правое полушарие

    Правая рука, правая нога, правый глаз, правое ухо

    Левая рука, левая нога, левый глаз, левое ухо

    Двигательная сфера

    Чувственная сфера

    Разумное

    Эмоциональное

    Абстрактно-логическое мышление

    Наглядно-образное мышление

    Интуиция, творчество

    Устная речь

    Мелодичность, интонации

    Письменная речь

    Элементарное понимание речи

    Временные представления

    Пространственные представления

        

    Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные.

    "Правополушарный" человек воспринимает мир во всем его конкретном богатстве и разнообразии. Но поскольку он лишен теоретического мышления, то ему не удается проанализировать свои впечатления, установить между ними логическую связь, соотнести с определенными категориями, и потому его богатство не приносит плодов.

    «Левополушарный» человек сохраняет способность к анализу и обобщениям, к логическим операциям, но не может их использовать, так как ему нечего анализировать и обобщать.

    Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела.

    Как показывает практика, обучение в школе носит традиционный левополушарный характер. Это связано с рядом факторов:

    -Замена освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических.

    -Повышение уровня абстрактности изложения учебного материала.

    -Усиление  матемизации и алгоритмизации материала при изучении гуманитарных дисциплин.

    -Отсутствие на практике  творческого подхода и интуиции.

    -Редкое использование наглядных, образных,  эмоциональных  методов  в обучении.


    Волкова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное

    Интерактивная доска - 
    Мечта учителя, реальность. 
    Сегодня - это актуальность. 
    Урок - картинка, не тоска...  

    Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит буду¬щее ребёнка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить осно¬вы духовности ребёнка, обучить способам учебной деятельности. Особен¬но это важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненной ин¬формацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - моя главная задача.
    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и часто возникают проблемы: где найти нужный ма¬териал и как лучше его продемонстрировать... 
    Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, поэтому в  мае 2005г. в г. Саратове  прошла дополнительную профессиональную подготовку как тьютор школьной обучающей площадки по программе Intel «Обучение для будущего». 
    Согласно требованиям ФГОС НОО эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

    Одним из таких инструментов является интерактивная доска. На мой взгляд - это лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. 

    Вот некоторые из преимуществ интерактивной доски для учащихся:
    •    Делает занятия интересными и развивает мотивацию, благодаря чему учащиеся активно работают на уроке; повышает концентрацию внимания, улучшает запоминание материала.
    •    Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. 
    •    Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. 
    •    Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
    •    Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. 
    Для учителя:
    •    Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории. 
    •    Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений. 
    •    Экономит урочное время. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
    •    Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
    •    Позволяет учителям накапливать электронный банк данных: наглядные материалы и обучающие ресурсы, которые можно хранить в электронном виде, в дальнейшем многократно использовать и делиться материалами друг с другом. 
    •    Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, повышается уровень компьютерной компетенции учителя. 

    Работу с интерактивной доской я начала с изучения опыта  других учителей, с использования готовых интерактивных пособий и программ. Параллельно составляя собственные интерактивные пособия и разработки уроков.

    Опыт применения  интерактивной   доски  в учебно-воспитательном процессе показывает эффективность данного технического  средства  обучения. Уроки стали динамичны, мобильны, дети активны. Действия на доске буквально завораживают учащихся. Урок с такими слайдами получается яркий, запоминающийся и удерживающий внимание школьников на протяжении всего урока
    Работа с интерактивной доской в начальной школе становится про¬должением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь ис¬пользование различных «волшебных палочек» не только развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

    Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Качество уроков заметно улучшается. Повышаются результаты учащихся потому, что они больше интересуются тем, что происходит на занятиях, активно обсуждают новые темы и быстрее запоминать материал. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. Мои наблюдения показали, что при использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. А родители утверждают, что образовательный процесс стал более интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину.

    Повышение  эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Она - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения. 

    Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.

    Для этого учитель может использовать следующий алгоритм: 
    •    Определить тему, цель и тип урока.
    •    Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения. 
    •    Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски. 
    •    Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства. 
    •    Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. 
    •    Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
    •    Составляется временная развертка (поминутный план) урока. 
    •    При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа. 
    •    Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий. 
    •    Заранее подготовить учеников к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.
    •    Апробация урока. 

    Использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Затраты времени на подготовку к уроку у учителя, готовившего информационно-компьютерное сопровождение, увеличиваются примерно в 3 раза по сравнению с подготовкой традиционного урока. Также, применяя ИКТ, следует не забывать продумывать  и варианты работы по другим технологиям (мало ли что может произойти во время урока – отключат электроэнергию, выйдет из строя оборудование и т. п.). Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. 

    Конечно, работа за компьютером и составление презентаций к урокам занимает большой объем времени, но… когда дети с радостью идут на твои уроки, и каждый раз с воодушевлением открывают для себя что-то новое, разве это не достойная награда для учителя? 

    Идем с прогрессом в ногу мы - модернизируем урок,
    Чтоб увлекательным он стал, мечтает педагог.
    Чтоб у ребенка каждый день рабочий был настрой - 
    Интерактивная доска взамен пришла простой.
    Она поможет нам урок дать необыкновенный!
    И весь учебный материал усвоить непременно!

    Интерактивная доска изменила стиль моей работы. Но это не предел. Сейчас во всем мире Интернет прочно вошел в обучении, что привело к созданию нового способа обучения - дистанционного.
    Продолжая работать с интерактивной доской, я осваиваю дистанционное обучение. 

    Литература. 
    1.    Сайт «Сеть творческих учителей»
    2.    Варченко В.И. "ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе". "Информатика и образование", №3. М.:, 2001.
    3.    Молокова, А.В. Информационные технологии в начальной школе: метод. пособие для учителей/
    4.    А.В. Молокова; Под редакцией И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск:НГУ,2004.–186с.
    5.    Молокова, А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе А.В. Молокова. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. – 80 с.
    6.    Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андерсен, Катя ванн ден Бринк. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.


    Иванова Елена Валерьевна    МБОУ-СОШ №1 р.п.Степное    учитель информатики

    Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. 

    Дистервег 

    Предмет «информатика» один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих школу современной, приближенной к жизни и запросам общества. Наше тысячелетие называется “информационной эпохой”. Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить. Информатика не ограничивается информационными технологиями, а несет в себе большой потенциал, присущий данному предмету.

    Компьютер и информационные технологии являются вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя. Задачей учителя на уроках информатики является формирование у учащихся информационной компетентности. При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложилась на учителя, а нагрузка учащихся была минимальна в плане учебной деятельности.

    ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Если обратиться к источникам, то мы узнаем, что под учебной ситуацией подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., при этом частично – запоминают.[1],[2]

    В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

    • возраста ребенка;
    • специфики учебного предмета;
    • меры сформированности УУД учащихся.
     

    [1] Е. Старостенко. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

    [2] И. Зимняя. Педагогическая психология "Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса". Часть III.


    Хохлова Лариса Викторовна, учитель физики и информатики высшей кв. категории МБОУ-СОШ с.Мечётное Советского района Саратовской области

    Главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу»  К.Д.Ушинский.
                                                                                        
    С введением в школьное образование новых стандартов образования (ФГОС), в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. 

    Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е.  построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Это значит, что учитель полностью изменяет форму урока и вместо объяснения и проверки и рефлексии новых знаний, создает условия для открытия и закрепления   знаний учениками самостоятельно.

    При таком обучении главным становится личность ученика, его способности, наклонности, интересы, умение построить ход исследования, принять решение и провести исследование, уметь правильно выполнить рефлексию полученной информации.    
    Именно учитель должен сделать урок таким чтобы выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и создать дидактические условия его организации, которая бы постоянно развивала и готовила детей к осуществлению этих видов деятельности.

    Встает обычный русский вопрос: «Что делать?», а точнее «Как учить?», «Чему учить?», «Как все успеть при сокращении количества часов общей физики?».
    Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.  И как верно подводит итог и перекликается с этими работами педагог Г.И. Щукина в том, что специальная организация учебной деятельности, включающая использование ее многообразных видов и форм дает значительный эффект не только в учении, но и в достижении главной цели — формировании личности человека.


    Копылова Татьяна Юрьевна, учитель математики высшей кв. категории МБОУ-СОШ № 1 р. п. Степное Советского района Саратовской области. 

       «Творчество бесконечно, оно вовлекает
     каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус,
     эмоции, экстрасенсорные качества».
    П.Торренс:

    В настоящее время в условиях современной школы методика обучения математике переживает сложный период, связанный с реализацией Концепции развития математического образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. 

    Все эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Как сказал Иван Валериевич Ященко «В массовой школе следует находить качественно новые механизмы мотивации». 

    Артпедагогика. Основные идеи артпедагогики.
    Сегодня артпедагогика все чаще рассматривается как инновационная педагогическая технология в системе профессионального образования. В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующие: идеи гуманизации, креативности, интегративности и рефлексивности, которые создают ориентацию для практической деятельности артпедагога.

    Разнообразные художественные средства и методы артпедагогики выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим расширение профессиональной компетентности специалистов. Для будущих педагогов овладение средствами художественно-творческой деятельности, арттехнологиями в процессе их профессионального становления является особенно значимым, способствующим формированию практических умений и навыков в работе с детьми и подростками. Цель арпедагогики: поддержать. Взрослый – друг, партнер; отношения – симметричные. Эмоциональный фон обучения очень важен, он должен рождать интерес. Плюрализм ценностей и интересов, их конкуренция. Разум в артпедагогике из универсального становится субъективным: сколько людей – столько и истин. Вместо регулятивных норм – консенсус; вместо ценностей – договоренности, не имеющие обязательного характера и не предполагающие доверия и ответственности; вместо реальности – фантомы; вместо интенциональности – коммуникативность; вместо истины – убеждение.
    Идея гуманизации – предполагает восхождение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом педагогической деятельности вне зависимости от художественных, интеллектуальных и др. способностей студента

    Идея креативности. 
    Четыре аспекта креативности:  креативная среда, креативная личность, креативный продукт,  креативный процесс.
      Это обеспечивается:
    - принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой – самовыражаться.;
    - атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка.  
    - эмпатийное понимание.

    Креативная личность: развитие уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической ориентации.
    Креативный продукт – художественные работы; проживание, прочувствование, осмысление по-новому, в новом аспекте произведений искусства в контексте содержания урока, темы и др.; импровизации – самовыражения.
    Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка.
    Спонтанность, т.е. искусство, которое использует преподаватель, не дает конкретных решений, но расширяет пространство  воображения студента, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

    Идея рефлексивности. Это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи. Показатель рефлексивной культуры: способность работать в условиях неопределенности.

    Идея интегративности. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной учебной деятельности. Опыт студента, будущего педагога складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.
    Содержание артпедагогического учебного занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности.

    Артпедагогика – это глубоко продуманная система приёмов, направленных на активное вовлечение учащихся в ходе учебных занятий в сценическое действие, что позволяет им испытывать позитивные психические состояния. Для овладения практическим опытом применяем следующие приёмы работы: психологические этюды, психологические драмы, приём выразительного чтения.  Включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися. 

    Обучение с артподходом  означает занятие, которое режиссируют: преподаватель выступает как режиссер, как артист, как личность, которая способна увлечь тем, что она делает. 
    Использование возможностей артпедагогики способствует творческой самоактуализации, развитию рефлексивной и коммуникативной компетентностей, способствует формированию и развитию профессиональной направленности будущих специалистов. 


    Ткачёва Галина Леонидовна, учитель географии МБОУ-СОШ№1 р.п.Степное

    Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.

    Российская школа находится на этапе становления в новом качестве, которого требует современная образовательная ситуация. Новая школа должна готовить      обучающихся  к жизни в современном мире. Этот мир бурно развивается, и, возможно, сегодняшним школьникам в будущем придется много раз переучиваться. Соответственно важно, чтобы они умели учиться.    Поэтому преподавание школьных  дисциплин должно выйти на метапредметный уровень, а процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка должен проходить в единстве урочной и внеурочной деятельности, на что и направлен ФГОС второго поколения .(формирование универсальных учебных действий)                                                                        
    С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики.      

    «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем» Лоренс Питер      

    «Чтобы выжить, надо быстро изменяться» Л.  Кэрролл

    Три постулата идеологии новой школы:
    1. Школа является важнейшим фактором развития личности;
    2.Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
    3.Систему образования   и школу необходимо  постоянно развивать
    Развитие школы осуществляется посредством инноваций. «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».

    АРТ-педагогика включает арт-терапию, педагогику, психологию, культурологию.

    Цель арт -педагогики помочь ребёнку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

    АРТ-педагогика  современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.

    Арт-педагогика 

    • оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. 
    • не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития , обучения и воспитания специфическую направленность.
    • подразумевает совместное творчество педагога и ученика, «вплетённое» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

    Образовательные технологии арт-педагогики  решают задачи:

    • облегчают процесс обучения и ребёнку и педагогу.
    • дают социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
    • позволяют прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника. 
    • помогают наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога.
    • содействуют сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

    Преимущества арт-педагогического урока:

    1. практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических);  
    2. арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания;
    3. в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.

    То есть

    • деятельностно-творческий характер
    • диалогичность
    • поддержка индивидуального развития ребенка
    • формирование целостности личности 

    Школа будущего

    Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами. 

    Арт-технология -наиболее древняя естественная  форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются , чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов и всё это независимо от возраста, пола, чувств.
    •     Варианты арт-уроков    Построение на одном виде искусства
    •    Элементы искусства, как средства деятельности учителя
    •    Элементы  искусства, как способы деятельности детей.
    •    Примеры арт-уроков
    •    Театрализованный урок
    •    Урок-психодрама
    •    Урок имитационного моделирования
    •    Заочные путешествия
    •    Уроки предметного рисования
    •    Учебные игры

    Итак, в процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.


    1-10 11-13