Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе
«Диалог с текстом»
В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию продуктивного чтения, которая резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Работа со словом
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке и ей надо уделять должное внимание.
Словарную работу можно разделить на 3 вида:
• работа с незнакомыми словами
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
• работа с ключевыми словами
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
• работа со словами образами
Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с нахождения сравнения. Именно сравнение позволяет сделать образ более ярким, полным, объемным.
Читательское воображение
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Огромную роль играет работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Для развития творческого воображения можно использовать следующие задания:
• словесное и графическое рисование,
• составление диафильма, сценария мультфильма,
• конструирование из бумаги или пластилина литературных героев,
• инсценировка или драматизация произведений,
• создание своих героев, свои приключения.
Являясь фундаментом универсальных учебных действий, сформированный навык смыслового чтения позволит учащимся начальных классов быть успешными и самостоятельными.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.
2. Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М. :Баласс, 2011.
3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобр. учреждений [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2011.
Уважаемая Ольга Леонидовна! Как порадовала меня Ваша статья! Как радостно работать учителю литературы с детьми, на уроках с которыми в начальной школе применялась методика продуктивного чтения! Наконец - то мы не говорим о пресловутой технике чтения! Наконец - то заговорили ( и не только заговорили) о СМЫСЛОВОМ чтении. В этом случае идет не просто интересное и увлекательное чтение, а глубокое постижение текста. Грамотный педагог ведет ученика от текста к слову, а через слово - к автору текста. И коммуникативные умения формируются, и воображение развивается... Конечно же, такие обучающиеся будут самостоятельными и успешными! Спасибо за статью. С уважением, Л. Н. Стебенькова, учитель русского языка и литературы.
Спасибо большое за ваш комментарий к моей статье! Только совместными усилиями мы сможем помочь ребёнку получит хороший результат. А читать вдумчиво, понимая смысл, важно научиться на любом предмете. С уважением, Ольга Леонидовна.
Применение данной технологии позволяет сделать уроки чтения интересными, а процесс чтения увлекательным.Ольга Леонидовна, как успешно Вы используете данную технологию в работе? Какой процент детей в Вашем классе имеют высокий уровень сформированности правильной читательской деятельности?
Здравствуйте! Применяя технологию продуктивногочтения, наблюдается повышение уровня правильной читательской деятельности. К концу третьего класса - 92%. У детей развивается читательская самостоятельность. Ребята с удовольствием посещают библиотеки. В классе (это уже традиция) проходят викторины на самого внимательного читателя, победителей награждаем грамотами. Очень радует вопрос, который задают мне дети: "Какую книгу мы будем читать дальше?". Конечно, есть и трудности. Например. выполнение комплексных работ, где проверяется сформированность метапредметных результатов. Здесь важно понять, что заниматься работой по формированию навыка смыслового чтения необходимо на всех предметах и уделять этому особое внимание. С уважением, Ольга Леонидовна.
Однозначно согласна с приведенной выше цитатой Л.С.Выготского. Тот фундамент, который закладывают учителя начальных классов, мы предметники "расширяем, углубляем.." Уважаемая коллега. Секция "Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы проводится в рамкахVI Педагогической ассамблеи на основании плана работы муниципальной научной лаборатории Советского района. по теме "Совершенствование педагогических инструментов, ориентированных на достижение нового качества образования". В 2016-2017 учебном году лаборатория продолжит свою работу. Приглашаем Вас к сотрудничеству. Руководитель МНЛ Бейбулатова Е.А., учитель физики МБОУ СОШ №1 п.Степное.
Здравствуйте! Спасибо за приглашение к сотрудничеству. Всегда приятно обмениваться опытом работы с компетентными педагогами. Согласна с тем, что начальная школа - это фундамент, а он должен очень крепким и надёжным. Поэтому считаю очень полезным общение учителей -предметников с учителями начальных классов. С уважением, Ольга Леонидовна Грибова.
«Понимание рассказа подобно решению задачи в математике, оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а так же в придании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности». Л. С.Выготский
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]