Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 07.12.2016, 19:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области






Включить версию для слабовидящих
Поиск
 
Форма входа
Перевести страницу
 
Меню сайта

Мы в социальных сетях:

   

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [6]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [11]
Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации [4]
Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации [5]
Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]
О реализации развития математического образования в Российской Федерации на территории Советского му [6]
Дистанционное обучение в условиях образовательной организации [4]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [7]
Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы [13]
Наш опрос

Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР 
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  •  
      
     
     
     


     


    Единая Россия

     

     
     
    Календарь
    Статистика

    Онлайн всего: 18
    Гостей: 15
    Пользователей: 3
    Сластена6882, 1975swsw1975, дениска

    Каталог статей

    Главная » Статьи » «Новая школа - новый учитель» 2016 » Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы

    Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе

    «Диалог с текстом»
    В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.  Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и  О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию  продуктивного чтения, которая резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.
    Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
    Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
    Третий этап. Работа с текстом после чтения.
    1. Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    2. Знакомство с писателем. 
    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

    Работа со словом
    Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке и ей надо уделять должное внимание. 
    Словарную работу можно разделить на 3 вида:
    •    работа с незнакомыми словами
    На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать  чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
    •    работа с ключевыми словами
    Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
    •    работа со словами образами
    Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с  нахождения сравнения. Именно сравнение  позволяет сделать образ более ярким, полным, объемным. 
    Читательское воображение
    Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
      Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Огромную роль играет  работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
    Для развития творческого воображения можно использовать следующие задания: 
    •    словесное и графическое рисование,
    •    составление диафильма, сценария мультфильма,
    •    конструирование из бумаги или пластилина литературных героев,
    •    инсценировка или драматизация произведений,
    •    создание своих героев, свои приключения.
         Являясь фундаментом универсальных учебных действий, сформированный навык смыслового чтения позволит учащимся начальных классов быть успешными и  самостоятельными.
    Литература:
    1.     Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011. 
    2.    Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. — М. :Баласс, 2011.
    3.     Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобр. учреждений [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2011. 

    Категория: Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы | Добавил: rrr0901 (18.06.2016)
    Просмотров: 184 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 3.3/3
    Всего комментариев: 7
    6  
    Уважаемая Ольга Леонидовна! Как порадовала меня Ваша статья! Как радостно работать  учителю литературы с детьми, на уроках с которыми в начальной школе применялась методика продуктивного чтения! Наконец - то мы не говорим о пресловутой технике чтения! Наконец - то заговорили ( и не только заговорили) о СМЫСЛОВОМ чтении. В этом случае идет не просто интересное и увлекательное чтение, а глубокое постижение текста. Грамотный педагог ведет ученика от текста к слову, а через слово - к автору текста. И коммуникативные умения формируются, и воображение развивается... Конечно же, такие обучающиеся будут самостоятельными и успешными! Спасибо за статью. С уважением, Л. Н. Стебенькова, учитель русского языка и литературы.

    7  
    Спасибо большое за ваш комментарий к моей статье! Только совместными усилиями мы сможем помочь ребёнку получит хороший результат. А читать вдумчиво, понимая смысл, важно научиться на любом предмете. С уважением, Ольга Леонидовна.

    4  
    Применение данной технологии позволяет сделать уроки чтения интересными, а процесс чтения увлекательным.Ольга Леонидовна, как успешно  Вы используете данную технологию в работе? Какой процент детей в Вашем классе имеют высокий уровень сформированности правильной читательской деятельности?

    5  
    Здравствуйте! Применяя технологию продуктивногочтения, наблюдается повышение уровня правильной читательской деятельности. К
    концу третьего класса - 92%. У детей развивается  читательская
    самостоятельность. Ребята с удовольствием посещают библиотеки. В классе (это
    уже традиция) проходят викторины на самого внимательного читателя, победителей
    награждаем грамотами.  Очень радует  вопрос, который задают  мне
    дети: "Какую книгу мы будем читать дальше?". Конечно, есть и
    трудности. Например. выполнение комплексных работ, где проверяется
    сформированность метапредметных результатов. Здесь важно понять, что заниматься
    работой по формированию навыка  смыслового чтения необходимо на всех
    предметах и уделять этому особое внимание. С уважением, Ольга Леонидовна.

    2  
    Однозначно согласна с приведенной выше цитатой Л.С.Выготского. Тот фундамент, который закладывают учителя начальных классов, мы предметники "расширяем, углубляем.."
     Уважаемая коллега. Секция "Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы проводится в рамкахVI Педагогической ассамблеи на основании плана работы муниципальной научной лаборатории Советского района. по теме  "Совершенствование педагогических инструментов, ориентированных на достижение нового качества образования". В 2016-2017 учебном году лаборатория продолжит свою работу. Приглашаем Вас  к  сотрудничеству. Руководитель МНЛ Бейбулатова Е.А., учитель физики МБОУ СОШ №1 п.Степное.

    3  
    Здравствуйте! Спасибо за приглашение к сотрудничеству. Всегда приятно обмениваться опытом работы с компетентными педагогами. Согласна с тем, что начальная школа - это фундамент, а он должен очень крепким и надёжным. Поэтому считаю очень полезным общение учителей -предметников с учителями начальных классов. С уважением, Ольга Леонидовна Грибова.

    1  
    «Понимание рассказа подобно решению задачи в математике, оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а так же в придании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности». Л. С.Выготский

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]