Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 26.04.2024, 01:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Публичный доклад директора об образовательной и финансовой деятельности [6]
Реализация ФГОС в ДОУ СМР [11]
Профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации [4]
Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации [5]
Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]
О реализации развития математического образования в Российской Федерации на территории Советского му [6]
Дистанционное обучение в условиях образовательной организации [4]
Итоги работы ТГПР «Молодой педагог» [7]
Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы [13]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » «Новая школа - новый учитель» 2016 » Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы

    К формированию коммуникативных универсальных действий - через уроки общения

    Одним из эффективных примеров организации деятельности, способствующей говорению, является ролевая игра, поскольку она - самая точная модель общения. Эффективность ее  в следующем:
    1.    Эмоции, рожденные определенной фразой или ситуацией, - благодатная почва для постижения и усвоения учебного материала. 
    2.    Развитие сотрудничества и партнерства при постижении учебного материала, мотивация коллективной деятельности. 
    3.    Растет уровень сопричастности обучающегося к деятельности в ходе урока.

    Приведу пример использования ролевой игры. 

    Урок - заседание редколлегии литературного альманаха. 
    В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (7 класс). 

    Ученики сидят группами: они - представители разных отделов.  На партах - таблички с названиями отделов. Представители художественного отдела организовали выполненную  в программе DreamsBoard выставку книг о поэте, издания разных лет, оформили плакаты из «Окон РОСТА». Представители отдела «Время. События. Люди» готовили презентацию о деятельности Маяковского в год создания стихотворения. Роль учителя на уроке - роль главного редактора альманаха. Именно он предлагает поместить в  альманах стихотворение «Необычайное приключение…» и сопроводить его небольшой статьей. «Чем, по - вашему, интересна сегодня личность Маяковского? На какое качество Маяковского - человека следует обратить внимание? Стоит ли печатать стихотворение в альманахе?»- звучат вопросы.

    Подобный урок несет в себе и творческий поиск учащихся, и воспитательный эффект, и самостоятельность мышления, а еще в ходе такого урока совершенствуются навыки свободного обсуждения и общения. 

    На этапе рефлексии одна из рабочих групп обучающихся представила такой синквейн:                       
                                                                              Урок
                                                                  Нужный, позитивный
                                                        Увлекает, захватывает, раскрепощает
                                                                       К высотам истин!
                                                                           Общение.

    Урок литературы в 7 классе «Собака тоже человек» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»). 
    УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ. На начальном этапе урока идет «погружение» в тему: читается наизусть стихотворение в прозе И.Тургенева «Собака», представляются   индивидуальные задания - сообщения о собаках, о памятниках этому животному. Учитель интересуется, какие ассоциации возникают у присутствующих, когда слышат «собака». Предлагается к данным словам подобрать определения или другие слова, чтобы получились словосочетания.

    Урок литературы — урок не только искусства чтения и постижения (разбора) литературного произведения, но и высказывания о нем. Это предполагает овладение  всем богатством языка, отвечающим речевому своеобразию читательского высказывания. Часто на уроках обращается внимание учащихся на то, как трудно порой передать впечатление от прочитанного, мнение о нем. Предлагается попробовать сказать иначе, сильнее, эмоциональней и — необычнее. В качестве помощников предлагаются определенные сочетания слов, примерные конструкции фраз.

    В ходе такого урока  школьники учатся излагать свои мысли ясно и понятно, выбирая в развитии действия главное, отличая его от второстепенного, аргументируя собственное высказывание.

    Думается, что для реализации задач по формированию коммуникативной компетенции учащихся необходим выбор такой модели современного урока, где знания - лишь средство для реализации творческих способностей учащихся, их развитие. Конечно же, методика проведения урока каждым учителем индивидуальна. Но анализ педагогической литературы, опыт практической работы показывают, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо проведение уроков совместной деятельности, где на первом месте ученик, которого через  художественное произведение учитель умело ведет к автору этого произведения. 

    Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. Д.С.Лихачёв писал: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить, … чтобы научиться писать, надо писать…». Следуя совету академика, можно сказать: «Чтобы научиться слушать и говорить, надо слушать и говорить», т.е. для формирования коммуникативных навыков в процессе обучения необходимо создавать условия речевого общения. Учебная деятельность организуется так, что  вызывает необходимость общения и потребность в общении. Погружая ученика в ситуацию речевого общения на уроке, мы формируем модель ученика, не только получающего готовую информацию, но и самостоятельно приобретающего знания, занимающегося исследовательской деятельностью, т.е. способного «…решать проблемы в разных сферах и видах деятельности». [Качурин 1988: 4].  Формируется умение говорить, слушать, анализировать ситуацию речевого общения, приобретается  положительный опыт творческой деятельности, сотрудничества, а это, в свою очередь,  способствует формированию коммуникативных универсальных действий обучающихся.
                                                                                          
    Библиографический список
    1.    Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы.- М.: Просвещение, 1991.- 174 с.
    2.    Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А.Болотов // Педагогика. – 2003. – № 10.
    3.    Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990.- 176 с.
    4.    Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.- М.: Просвещение,1988.- 173с.
    5.    Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и наука : науч. - метод. журн. - 2004. - N1. -  С. 32-35 

    Категория: Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы | Добавил: rrr0901 (18.06.2016)
    Просмотров: 421 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 2.3/3
    Всего комментариев: 6
    3 Nina2511  
    В своей работе Вы доказали, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции партнёров по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. Безусловно, общение является частью любого урока. И формирование коммуникативных умений учащихся обязательно ведёт к повышению КАЧЕСТВА учебно-воспитательного процесса. Отмечу самое главное в Ваших разработках - позитивное отношение учащихся к процессу сотрудничества, ориентацию на партнёров по общению и внеситуативно-личностную форму общения. Спасибо за предоставленный материал.
    С уважением Наумова Нина Викторовна, педагог-психолог МОУ "СОШ №2 города Пугачёва Саратовской области".

    4 ljudmila  
    Уважаемая Нина Викторовна! Спасибо за внимание к моей работе. Особо приятно, что это внимание педагога - психолога. Абсолютно согласна с Вами в том,  что формирование коммуникативных умений ведет к повышению КАЧЕСТВА учебно - воспитательной работы. Но, на мой взгляд, общение, не всегда является частью любого урока. К сожалению. А это - то как раз и необходимо! Убеждена: только педагог может создать на своем уроке условия речевого общения, "погрузить" ученика в ситуацию речевого общения, сделать  так, чтобы возникла необходимость в общении и потребность в нем. Это, безусловно, будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий. Спасибо. Ваше мнение мне было важно. С уважением, Людмила Николаевна Стебенькова.

    2 fizik  
    Материал предоставленный автором очень интересен  для учителя работающего в любой образовательной области. Спасибо за предоставленный материал.
    Уважаемы коллега. Секция "Повышение педагогической компетентности и профессионального мастерства педагогов школы проводится в рамкахVI Педагогической ассамблеи на основании плана работы муниципальной научной лаборатории Советского района. по теме  "Совершенствование педагогических инструментов, ориентированных на достижение нового качества образования". В 2016-2017 учебном году лаборатория продолжит свою работу. Приглашаем Вас  к  сотрудничеству. Руководитель МНЛ Бейбулатова Е.А., учитель физики МБОУ СОШ №1 п.Степное.

    5 ljudmila  
    Как интересно внимание физика к статье лирика - филолога, уважаемая Елена Анатольевна! Тысячу раз согласна, что любой предметник должен на своем уроке работать над формированием коммуникативных универсальных действий обучающихся! Спасибо большое за приглашение. Всегда готова к сотрудничеству! До встреч!

    1 Светлана3715  
    Добрый вечер, Стебенькова Л.Н. (извините, но полностью написанного Вашего имени не нашла). Думаю, согласитесь, что заставить ребенка говорить можно на любом уроке, если учитель творчески подойдет к его организации. Урок литературы - это урок искусства чтения и глубокого постижения содержания произведения, именно на уроке литературы ребенок учится слушать других, излагать свои мысли понятно для окружающих, анализировать процесс речевого общения. Бывает, действительно, ребенку трудно высказать чувства, ощущения, найти подходящие слова, и тогда именно нетрадиционный подход (например, заседание редколлегии литературного альманаха) поможет решить эту проблему, поэтому мы на каждом уроке и стараемся создавать такие ситуации, где обучающийся свободно может оценить услышанное и высказаться. Спасибо за интересные выдержки из уроков. С интересом прочитала Вашу статью.
    С уважением, Еремина Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы СОШ №1 г.Ершова.

    6 ljudmila  
    Здравствуйте, уважаемая Светлана Евгеньевна. Благодарю Вас за внимание к моей работе. Я очень люблю нетрадиционные формы урока, хотя требуется мнооого времени на их подготовку. Но результат всегда радует! Чтобы упростить ребенку задачу высказать чувства, ощущения, на уроках использую карточки - помощники, карточки - информаторы. Работает! А слушать других, излагать свои мысли понятно для окружающих, анализировать процесс речевого общения, на мой взгляд, ученик может ( и должен!) не только на уроке литературы. Спасибо! Мне Ваше мнение было важно. С уважением, Людмила Николаевна.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]