Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной. Формировать навык исследовательской работы.
Содержательная: развитие речевых компетенций учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, на примерах показать умение работать со словарной статьёй.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная, активное сотворчество учителя и учащихся.
Оборудование: мультимедиа, презентация по теме, рабочие листы, индивидуальный раздаточный материал, выставка словарей, экспозиция к юбилею В.И.Даля.
Дидактическая цель: формировать представление об основных единицах русского языка.
Задача: умение работать со справочной литературой на уроке.
Тип урока: урок общеметодологической направленности, проблемно – диалогический.
Личностные результаты: расширение кругозора учащихся, стремление к речевому совершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью, понимание возможности различных позиций других людей , отличных от собственной, умение анализировать языковой материал, умение работать с опорными схемами и слайдами; умение структурировать полученные знания; использование знако – символических средств для решения задач, совершенствование работы со словарём, развитие творческих способностей
Метапредметные результаты: умение понимать и решать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, подтверждая собственную позицию; формировать выводы, определять свои интересы, самостоятельную деятельность.
Предметные результаты: понимание ключевых проблем в связи с актуальностью вопроса, понимать и формулировать тему, владеть терминологией; уметь вести диалог; умение выявлять затруднения, умение формулировать своё мнение и слушать собеседника.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие
Вступительное слово учителя.
Мотивация. Сегодня в классе столько учащихся, что яблоку негде упасть. Их всех водой не разольешь. Мы будем с вами работать, засучив рукава. Встретились ли вам в моем приветствии какие-то необычные выражения?
Приступим к работе.
1 задание. На слайде вы видите определения. По толкованию попытайтесь определить слово и записать его в начальной форме. (Слайд 2)
2 задание. Лексика. Замените выражение одним словом (Слайд 3,4)
3 задание. Познакомимся с этимологией слова «фразеологизм». (Слайд 5) Сделайте запись в тетради.
4 задание. Синонимы. А теперь составим синонимический ряд:
яблоку негде упасть - …
найти общий язык - …
водой не разлить - ..
тянуть кота за хвост - …
водить за нос - …
как курица лапой - ..
лить крокодиловы слезы - …
считать ворон - …
льет как из ведра - …
вставлять палки в колеса - …
Обратимся к презентации (Слайды 6-15).
Как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы?
А сумеете определить значение слова секрет? Вы наверняка знаете, что в словаре есть словарная статья. Обратимся к ней (Слайд 16).
А теперь, используя ключевые слова (фразеологизм, секрет), попробуйте сформулировать тему урока.
Цель урока: узнать секрет фразеологизмов.
Самостоятельная работа: составить собственный словарь фразеологизмов. Что такое словарь?
(Слайд 17) По определению В.Даля: «СЛОВАРЬ» - сборник слов, речений (то есть выражений) какого-либо языка».
Слово библиотекаря о словарях.
Значение фразеологизмов не всегда сразу понятно. В этом случае нам поможет фразеологический словарь, то есть словарь устойчивых словосочетаний, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Словарь помогает узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение. Источники фразеологических выражений: одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями; другие появились в связи с историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок, легенд. (Слайд 18)
Узнать о словах мы можем не только из фразеологического, но и других языковых словарей.
Давайте вспомним, с какими из них мы уже встречались (орфоэпический, орфографический, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, этимологический, толковый).
Один из известных словарей, о котором должен знать каждый образованный человек – это «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Экспозиция, посвящённая юбилею В.И.Даля. (Слайд 19)
Да, словари – настоящие и верные друзья. Чем раньше вы, ребята, заведёте с ними дружбу, научитесь ими правильно пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, крепче - ваши знания. А мир знаний необъятен, и человеку нельзя останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое и интересное. И в этом всегда поможет словарь. Обращайтесь словарям, справочникам, энциклопедиям постоянно, и они непременно помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат грамотно писать и красиво говорить.
А теперь побудем в роли составителей фразеологического словаря.
Индивидуальное задание (Распределившись по группам, выбрать себе одну из предложенных ролей из памятки (план работы составителя словарной статьи). (Слайд 20, 21). Для индивидуальной работы охарактеризовать фразеологизмы «Во всю Ивановскую», «Ахиллесова пята», «Ставить палки в колеса».
Защита проекта «Секрет фразеологизма».
Презентация результата работы.
Закрепление. Объясните значение фразеологизмов (Слайд 22). Этот материал вам понадобится при подготовке к ОГЭ в 9 классе.
Рефлексия. Обведите свою руку. На большом пальце руки напишите то, что для вас было важным и интересным на уроке. На указательном – какую цель вы поставили на уроке… На среднем – то, что было трудно … На безымянном – ваше настроение… На мизинце – что можете поставить себе за урок… (Слайд 23).
Домашнее задание. Сочините сказку, используя фразеологизмы.