Главной целью УМК как линии издательства «Просвещение», так и других издательств является создание информационно-образовательной среды, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности. Все УМК последних лет направлены на достижения, определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться.
Именно эти задачи стоят и перед учителем, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Значимое место для учителя (истории особенно) играет проектная деятельность, без которой представить современный урок достаточно сложно. Большая часть учащихся, умеющих разный уровень знаний, принимают самое активное участие в различных проектах. Они научились обрабатывать и излагать дополнительную информацию, имеют хорошие навыки поиска необходимой информации, и ее практического использования на разных уроках. Ребята стали лучше излагать и аргументировать собственную точку зрения. Именно для этого я часто начинаю свой урок с таких фраз как:
- Здравствуйте. Я пришла сегодня на урок, чтобы получить хорошее настроение от знаний, которые вы имеете. А вы?
- Чтобы осуществить свои планы, я хочу побеседовать с вами по вопросам, которые мы уже изучали.
А вы, что должны будете сделать, чтобы осуществить свои планы на этот урок?
- Давайте попробуем сделать так, чтобы каждый сегодня взял с урока то, что ему необходимо.
Учащиеся стали работать с опережением учебного материала, выступление с дополнительным материалом на уроке при изучении новой темы повышает их самооценку и способствует росту авторитета среди одноклассников. Эти и другие факторы способствуют:
- повышению качества учебного материала и скорости его усвоения за счет активизации деятельности учащихся;
- слабые учащиеся стали активнее работать на уроке;
- у детей явно снизилось состояние тревожности, выросла самооценка;
- самостоятельная работа позволяет активизировать воспитательный процесс и связать его с образовательным в одно целое. Проектную деятельность мы можем рассматривать как одну из самых важных форм самостоятельной работы учащихся. Стратегия, предлагаемая ФГОС, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.
Опыт моей работы показал, что проектная деятельность позволяет реализовать задачи, поставленные перед учителем.
В настоящее время высокие требования к жизни и к организации воспитания и обучения заставляют искать новые и эффективные формы работы. Особое значение, на мой взгляд, приобретает проблема внедрения в образовательный и воспитательный процесс эффективных форм самостоятельной работы учащихся. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного применения знаний, быстрого реагирования на все новые «вызовы» жизни. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля.
Это наличие творческих начал, присущих каждому ребенку, это радость первых самостоятельных открытий. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону образовательного процесса, так и познавательную и практическую деятельность. При изучении истории и обществознания, закладывается умение воспринимать события и явления в пространстве и времени, умение и желание проникнуться духом эпохи, значимостью событий. Практико-ориентированный характер обучения требует выработки умений и навыков самостоятельной работы с источниками, различными видами и способами получения информации. Освоить эти навыки учащиеся могут только посредством регулярного выполнения различных форм и типов заданий. Внимание следует уделять вопросам, направленным на выработку навыков работы с Интернетом, учебником, художественной и научной литературой.
Умелое применение самостоятельной работы на уроках истории и обществознания способствует:
- формированию навыков реферировать литературу,
- конспектировать информацию,
- анализировать различные источники,
- а самое главное формирует определенные взгляды, способствует развитию познавательных интересов.
Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90%. Из этого следует, что роль преподавателя сегодня сводится к следующему:
- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
А самое главное: образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции, выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/obrazovatelnyj_portal.docx |