Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Т.Маркова
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
На современном уроке в начальной школе младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы проведения урока и методы обучения. Ведущее место среди таких уроков принадлежит сегодня уроку- проекту.
Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие, например,« Осенний листопад», « Моя школа» ,« Моя семья», и другие.
Наши педагоги в начальной школе разработали нетрадиционные виды уроков.
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»;
2. «Презентация», «телемост», «круглый стол», «аукцион»;
3. Кино-, теле-, видеоуроки;
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации;
5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков;
6. Модульный урок.
Учителя нашей начальной школы на методическом объединении разработали план проведения «Открытой декады начальной школы». Формы организации и методы проведения самые современные - ( понятие « нетрадиционные» формы урока поднадоело).
В этом учебном году декада начальной школы прошла под названием «Радуга детства». Если в предыдущие годы акцент в основном делали на проведении открытых уроков, которые демонстрировали мастерство и профессионализм учителя, то в этом году все мероприятии были разработаны на основе творчества не столько учителя, а сколько учащихся.
Каждый день был посвящён определённому предмету и был отмечен своим цветом (семь цветов радуги). Между учителями были распределены предметы. Каждый учитель разработал свои мероприятия во всех четырёх классах. Все уроки были интересными, насыщенными, развивали творческие способности учащихся.
Первоклассники получили задание «Одень куклу в национальные
костюмы одноклассников». Много узнали они на этом уроке. Дети с увлечением наряжали своих кукол, украшали одежду русским, татарским, украинским, мордовским национальным орнаментом. На урок были приглашены гости: бабушки и дедушки наших ребят- хранители национальных традиций. Много полезного, интересного вынесли не только дети, но и взрослые.
Во втором классе был проведён урок «Накрой дастархан». Ребята познакомились с национальными блюдами, учились правильно сервировать праздничный стол. И снова выручили бабушки и дедушки!
Третий класс подготовили инсценировки национальных сказок , во время
которой продемонстрировали знания и умения говорить на родном языке.
Артисты выступали перед всеми учащимися начальных классов.
Четвертый класс разработал коллекцию национальных игр. Все с интересом поучаствовали на таком веселом уроке.
Конечно, такие уроки готовятся задолго до проведения. Но зато задействованы и учителя ( как организаторы), и родители, и учащиеся.
Организация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Использованная литература:
1. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.
2. Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/sovremennyj_urok_v_nachalnoj_shkole.zip |