Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 19.11.2024, 14:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Методические статьи [17]
Конспект урока [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Современный урок » Методические статьи

    Современный урок - какой он?

    Главной формой обучения на уроке является урок. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
    Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
    Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
    Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
    Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
    Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам.
    Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
     планирование;
     организация;
     реализация и контроль;
     коррекция;
     анализ.
    Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
    Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?
    Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:
     определение цели и задач;
     отбор содержания учебного материала;
     подбор методов и приёмов обучения;
     определение форм организации деятельности учащихся;
     подбор материала для домашней работы учащихся;
     определение способов контроля;
     продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
     подбор вопросов для подведения итога урока.
    При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
    Чтобы создать современный урок существует ряд рекомендаций.
    Шаг 1.
     четко определить и сформулировать для себя тему урока;
     определить место темы в учебном курсе;
     определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
     и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
    Шаг 2.
    Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
    Шаг 3.
    Спланировать учебный материал
    Для этого надо:
    Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
    Подобрать учебные задания, целью которых является:
     узнавание нового материала;
     воспроизведение;
     применение знаний в новой ситуации;
     применение знаний в незнакомой ситуации;
     творческий подход к знаниям.
    Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
     задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
     задания, способствующие осмыслению материала учеником;
     задания, способствующие закреплению материала учеником.
    Шаг 4.
    Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
    Шаг 5.
    Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
    Шаг 6.
    Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
     что контролировать;
     как контролировать;
     как использовать результаты контроля.
    При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
    Шаг 7.
    Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
    Шаг 8.
    Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
    Шаг 9.
    Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
    Урок № _____________________
    Тема ______________________
    Цель ______________________
    Задачи:_____________________
    обучающие__________________
    развивающие ________________
    воспитывающие_____________
    Оборудование_____________________________________
    Последовательность отдельных этапов урока.

    “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
    С.И. Гессен.
    То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
    Структура технологической карты включает:
    название темы;
    цель освоения учебного содержания;
    планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    основные понятия темы;
    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
    Технологическая карта позволяет:
     увидеть учебный материал целостно и системно;
     проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
     гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
     согласовывать действия учителя и учащихся;
     организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
     осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

    Технологическая карта позволит учителю:
     реализовать планируемые результаты ФГОС;
     определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
     системно формировать у учащихся УУД;
     осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
     определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
     проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
     освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
     дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
     определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
     на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
     выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
     решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
     соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
     обеспечить повышение качества образования.

    Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
    Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
     учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
     используются эффективные методы работы с информацией;
     организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
     обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

    Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.
    В заключении.
    Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
    Современный урок – это:
    • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
    • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
    • урок , содержащий разные виды деятельности.
    • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
    • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
    • современный урок развивает у детей креативное мышление.
    • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
    • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
    Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
    Список использованной литературы.
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
    2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
    3. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
    4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
    5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
    6. Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
    7. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.
    8. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
    9. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
    10. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" [режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]
    11. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
    12. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // http://www.profistart.ru/ps/blog/35203.html
    13. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
    14. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
    15. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
    Основные этапы организации учебной деятельности

    Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
    Деятельность учителя Деятельность обучающихся
    Познавательная Коммуникативная Регулятивная
    1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
    2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
    3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
    4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
    5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль
    6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
    7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе):
    - организация дифференцированной коррекционной работы,
    - контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

    Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС (КОИРО)
    Этапурока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    Познавательная Коммуникативная Регулятивная
    Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности Осуществля-емые действия Формируемые способы деятельности

    Категория: Методические статьи | Добавил: Elena0995 (24.05.2015) | Автор: Касимова Елена Викторовна
    Просмотров: 927 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 5
    5 Васа  
    Материал изложен логично, последовательно, согласна с мнением коллеги. что подготовить технологические карты даже к 18 часам нелегко.

    4 ГНК  
    Материал интересный. Буду использовать в своей работе.

    3 Родной  
    Хочется сказать спасибо за актуальный материал. Действительно, чтобы построить современный урок нужно приложить немало усилий на его построение. Предполагать конечный результат, моделировать действия - всё это очень сложный труд.

    2 1975swsw1975  
    Очень хороший материал. Методически правильно подан. Спасибо автору материала. Пригодиться в работе.

    1 Генрич  
    Современный урок - это сотрудничество. Материал замечательный, но когда у учителя по 28 часов - подготовить урок на "5" по ФГОС - очень сложно!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]