Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.
Целью педагогической деятельности я вижу в воспитание учеников через развитие географической культуры, через работу с источниками географической информации. Считаю, что главная цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.
Будь готов в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в каждом ребёнке
Наша задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
1. Максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.
2. Нужно хвалить за правильные решения.
3. Создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника».
4. Организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.
5. Заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.
На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Главное – вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:
1. Единая логическая деятельность учителя и учащихся.
2. Рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.
3.Увеличение времени на выполнение самостоятельной учебной деятельности.
4. Умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.
Главное здесь, поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. А преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Личностно-ориентированная технология обучения.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит: самобытность ребёнка, субъективность процесса учения.
Главное заложить в ребёнке механизмы: самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности.
Технология помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом, получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Технология проблемного обучения. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.
Основные формы использования ИКТ в своей работе:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинета (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.
- Диагностика творческого развития детей (диаграммы, графики, таблицы), Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, участие в вебенарах).
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса географии. Использование ИКТ на уроках географии мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. В кабинете географии я часто провожу он-лайн-тестирование учащихся, ориентируя их на разные географические сайты: http://www.students.ru/test, http://www.rgo.ru/ru.
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки, построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся), оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, практикую физкультминутки, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность, соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ, принципы здоровьесбережения.
В результате применения здоровьесберегающих технологий не только на уроках географии, но и во внеурочной деятельности стало то, что заболеваемость в её классе снизилась. Обучающиеся стали реже пропускать занятия по болезни и получили более глубокие знания.
Тестовые технологии. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
По всем темам курса географии 5-11 классов разработала дидактический материал обучающего характера. Это позволяет развивать мотивацию к изучению предмета, познавательные интересы, способности конкретного ученика.
Обеспечиваю развитие у обучающихся умений самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать, преобразовывать и сохранять необходимую информацию для решения учебных задач. С этой целью организовываю деятельность школьников с различными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, картами, обучаю способам работы с содержанием образовательных сайтов Интернета.
Формирую языковую компетентность обучающихся. С этой целью на уроках организовывает разнообразные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), развиваю умение обучающихся задавать вопросы.
Учу детей выделять главное и необходимое в информационных потоках, проводить и описывать опыты, оформлять проект, исследовательскую работу, защищать их в форме презентации с использованием текстовой, графической, звуковой, анимационной и видеоинформацией. При конструировании уроков обеспечиваю оптимальное сочетание фронтальных, парных, групповых, индивидуальных форм обучения. Применяю методы проблемного изложения материала, метод исследования. Владею методикой организации уроков в стандартных и нестандартных формах. В методическом арсенале - лекции, зачёты, защита проектов, КВНы, виртуальные путешествия, исследования, которые отличающиеся практической направленностью, большим объёмом самостоятельной деятельностью. Для развития познавательного интереса, критического мышления применяю на уроках различные приёмы: синквейн, ромашка Блума, кластеры, скрайбинг. Разработала свой приём для развития познавательного интереса - «Дата – Событие», который опубликован в журнале ИГ «Основа» География. Всё для учителя. №1. 2013г. Например, каждый урок я провожу с географической разминки – «Дата - Событие». Ученики пришли на урок. Записывая дату на доске, школьники вспоминают различные события данного времени, но которые происходили в разные годы. Практикую и умения показывать по географической карте страны или природные ландшафты, где произошли данные события. К следующему уроку, ученики самостоятельно готовятся к выступлению, так как дата урока им уже известна из школьного расписания.
Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах - свободное мыслительное действие, осуществляемое индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. В практике работы применяю: метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача», метапредмет «Наблюдение».
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслит или промыслить, то, что хотят сделать. В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении географии, повышают познавательный интерес к предмету. В школе активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение.
Просматривается положительная динамика качества знаний учащихся.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по географии - 100%, многие учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, побеждают в конкурсах.
Список литературы.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. – 144 с.
- Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.
|