В географию я пришла из начальных классов, где у ребёнка главный вопрос «Почему?» Находя ответ на свой вопрос ребёнок познаёт мир. Принцип «почемучек» я решила использовать на уроках географии. В качестве помощника, инструмента- использую поэзию, точнее геопоэзию. Вспомним, что функционально поэзия – «информация в удобной для запоминания форме».
1. А что же тогда означает слово «геопоэзия»?
К геопоэзии я отношу литературные произведения в стихотворной форме, содержащие сведения географической тематики (страны, народы, реки и т.д.) Единицей геопоэзии является геостих.
2. К геостихам предъявляется требование документальности:
А) сообщаемые в них сведения должны быть достоверны и точны
Б) в содержании не должно быть конкретного ответа на проблемный вопрос
Вы можете возразить мне, сказав, что поэзию используют на уроках все учителя. Но отличие всё-таки есть.
Ведь у каждого учителя-практика
Есть своя изюминка и тактика.
Есть она и у меня. В основном элементы поэзии используются на уроках, чтобы сделать его красочнее, для эстетичного восприятия информации или в качестве примера-подтверждения.
3. Какие цели я преследую, используя элементы геопоэзии?
Я учу детей в каждом слове, каждой рифме видеть не только поэтичный образ, но и инструмент, при помощи которого можно найти решение проблемного вопроса, другими словами прийти к истине. Работа над геостихами способствует развитию и активизации умственной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность на уроке с применением геопоэзии предполагает развитие всех психических процессов: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования.
4. Как это работает?
Процесс решения проблемной ситуации посредством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы:
Каждый раз находя решение и ответив на вопрос «Почему?» и «Так ли это?» ученик совершает своё маленькое открытие, и таким образом познаёт мир.
5. Практическое применение технологии работы с геопоэзией:
А) применение на уроках и во внеурочное время
Б) на уроках по разным предметам
В) на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных)
Г) на разных этапах урока (объяснение нового материала, закреплении, проверке знаний)
6. Технология работы с геопоэзией имеет свои плюсы.
1) не занимает много времени на уроке
2) развивает интерес к предмету.
3) не требует дополнительного пособия и оборудования
Чтобы показать, как я применяю элементы геопоэзии на уроке, предлагаю Вам фрагмент урока географии в 5 классе.
Учебное занятие
Класс –5
Тема: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Цель: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе; развивать логическое мышление, память; воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: презентация «Мировой круговорот воды в природе», геостихи по теме.
Ход урока:
Учитель: Наша задача на данном этапе урока - работа с геостихотворением, которое поможет нам совершить маленькое открытие.
1. Чтение геостихотворения
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
Волги вода и в Байкале и в Ниле.
И в Танганьике, и в нашей квартире.
И.Якимов
2. Постановка проблемного вопроса
-Вы внимательно слушали, а теперь ответим на вопрос: «Так ли это? Прав ли автор?» Что заставляет нас усомниться в достоверности услышанного?
3. Мозговой штурм
-Найдите все перечисленные объекты на географической карте. Сделайте вывод о ГП частей гидросферы.
- Они находятся на разных материках. И не соединяются нигде.
- Тогда каким образом вода могла попасть в эти водоёмы? Есть ли у вас какие-нибудь предположения?
-Она испарилась из Волги и пар поднялся в атмосферу. Потом выпали осадки над Нилом и Байкалом и попали в водоёмы.
Анализ, синтез, сравнение
- А как эти осадки оказались над Нилом или Байкалом?
- Тучи гнал ветер.
4. Выводы, суждения, обобщение
- А как вода Волги может попасть в квартиры жителей других городов и стран, например, жителей США? Ведь они тоже читали этот геостих.
Осадки выпадают везде и уходят в землю, где смешиваются с подземными водами. Человек берёт их и по водопроводу вода идёт в дома.
-Покажите, пожалуйста, движением рук, какой путь совершила вода из Волги в нашу квартиру или Байкал, при этом проговаривая вслух действие воды. (Испаряется, переносится, выпадает, перемещается).
-Какое движение вы совершили руками?
-Круговое.
5. Маленькое открытие
-Какое же открытие мы с вами сделали?
- Вода совершает круговорот в природе.
-Давайте наше открытие сформулируем в виде правила, используя рисунок.
Далее работа идёт по слайду «Мировой круговорот воды в природе». Выясняется, почему круговорот воды назван мировым. Т.е вода не исчезает с поверхности суши навсегда. Она возвращается в виде осадков.
Закрепление.
Учитель: назовите слова, которые мы неоднократно использовали , совершая своё открытие. (вода, пар, осадки, тучи, ветер, перенос, влага, облака, гидросфера.
Предлагаю вам поработать в группах. Используя предложенные рифмы написать четверостишие, включая основные закономерности круговорота воды в природе.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/konf_2015/cherez_geopoehziju_k_malenkomu_otkrytiju.doc |