«Ум, сердце и руки –
вот что нужно развивать
в детях как единое целое.
Ш. Амонашвили
Урок в школе VIII вида должен иметь коррекционную направленность.
Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.
Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)
Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.
Общая коррекция заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.
Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов.
Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.
Коррекционная направленность уроков особо значима при работе с такими детьми.
Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физической культуры. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики.
Кроме основных предметов в учебный план включены предметы коррекционной направленности такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), социально-бытовая ориентировка (СБО).
Занятия ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков.
Уроки ритмики. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки.
Уроки «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель: максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности.
Уроки устной (разговорной) речи. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.
Занятия с учителем-логопедом. Цель: коррекция речевых нарушений.
Уроки СБО. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Работая учителем детей с нарушением интеллектуального развития необходимо знать особенности проведения уроков. Рассмотрим основные общедидактические требования. Эти требования общие и для коррекционных и для общеобразовательных школ.
1. Общедидактические требования:
1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
7. Урок должен быть оснащен:
o техническими средствами обучения;
o дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
o весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
9. Необходимо введение в обучение компьютеров.
10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
o проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
o соответствие мебели возрасту детей;
o соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
o соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
o соблюдение санитарно-гигиенических требований.
11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
o оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
o способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
2. Специальные требования:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
6. опора на более развитые способности ребенка;
7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Опти¬мальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Тему урока учитель выбирает из про¬граммы; она должна соответствовать его тематическому плану. Цели урока: у нас их три – образовательна (дидактическая), коррекционно-развивающая, воспитательная.
В практике специальных школ 8-го вида как и в других общеобразовательных школах различают следующие типы уроков:
1.Комбинированный урок;
2.Урок изучения нового материала;
3.Урок закрепления знаний;
4.Урок повторения изученного материала
5.Урок систематизации и обобщения знаний
6.Урок проверки и оценки знаний
В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти-пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма¬лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб¬ного процесса.
Вот примерная структура комбинированного урока:
- организационный момент и подготовка к уроку;
- организация учебной деятельности;
- проверка домашнего задания;
- повторение ранее изученного материала;
- подготовка к восприятию нового материала;
- изучение новых знаний;
- коррекция в процессе получения новых знаний;
- закрепление нового материала;
- подведение итогов;
- объявление домашнего задания;
- вывод из урока.
Определив структуру урока, учитель вы¬бирает методы работы на каждом этапе. Здесь важно учитывать следующие моменты:
1. Любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по обра¬ботке учебной информации: повторять, зак¬реплять, изучать и т.п.; учитель должен заранее знать объем и способы информации, отрабатываемой им и учениками. Дня этого необходимо четко сформулировать инструк¬ции учащимся, чтобы не повторять дважды, что и как делать.
2. Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включен¬ные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функ¬цию. Для этого необходимо продумы¬вать задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто считали, писали, отвечали, но и делали это с включением в актив¬ную работу психологических функций.
Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен их скомбинировать та¬ким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке, и тем самым реализовался охрани¬тельный режим обучения. Нельзя допус¬кать такое планирование урока, в ходе которого ученики все время работают в режиме беседы, или долго пишут, или долго читают. Учитель должен упражнять их в различных видах деятельности: слу¬шают (учителя) — отвечают (беседа) — думают и пишут (программированные за¬дания) — рассказывают (рассказ ученика) — играют (кроссворд) — читают (работа с текстовым материалом) и т.д. Для того, чтобы достичь эффективной работоспо¬собности учащихся, учитель при разра¬ботке конспекта урока должен думать не о том, что он будет делать («я объяс¬няю», «я повторяю», «я спрошу»), а прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и мето¬да. Такой подход к планированию урока способствует реализации педагогом роли организатора учебного процесса, а не роли главного источника знаний, что, бесспорно, малополезно для наших по¬допечных.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания. Остановимся поподробнее на коррекционно-развивающих задачах.
Коррекционная задача урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практи¬чески невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание уро¬ка определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных выс¬ших психических функций. Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наи¬более активно будет работать мыслитель¬ная деятельность, процессы анализа, син¬теза, классификация и сравнения. Во время занятий изобразительным искусст¬вом от учащихся требуется умение разви¬вать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корриги¬ровать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ тек¬ста) от учащихся требуется умение запо¬минать текст и воспроизводить его. Зна¬чит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вер¬бальной памяти. На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа может быть направлена на восприя¬тие и зрительную память. Таким образом, коррекционная задача должна быть пре¬дельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, ко¬торые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их актив¬ную работу будет подступать и отрабатывать¬ся учебная информация.
Коррекционно-развивающие задачи:
• коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
• коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
• коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
• коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
• коррекция и развитие зрительных восприятий…;
• развитие слухового восприятия…;
• коррекция и развитие тактильного восприятия…;
• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
• коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
• коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…
Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока. Например, организационный момент урока преследует цель: создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. Физкультминутка и офтальмопауза даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. Физкультминутка и офтальмопаузы, логопедические разминки - по выбору учителя - что походит по содержанию к теме урока. Коллективные виды работ или выступления перед классом способствуют коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Эта же цель реализуется и на классных часах. При выполнении заданий, упражнений на любом уроке задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся. |