Мир движения – океан возможностей: игры народов Поволжья
Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье.
Генрих Гейне
Здоровье мы рассматриваем как единство физического, психического здоровья и психологического благополучия. Ребенок растет и развивается и в основе его физического и психического здоровья – необходимо максимально удовлетворить возрастные потребностей: движение, познание, общение, сотрудничество.
Данный проект был необходим в образовательном пространстве школы в целях привлечения добровольцев и организации деятельности, связанной с распространением добровольческих технологий в масштабах школы. Проект в дальнейшем предполагает создание Школы волонтеров, в которой будет организовано обучение добровольцев (волонтеров) конкретным методам, приемам и тактикам работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, на основе инновационных социальных технологий.
Выполняя социальный заказ общества: усилить работу по оздоровлению образовательной среды, укреплению здоровья участников образовательных отношений и формированию у них основ здорового образа жизни, был разработан школьный проект «Мир движения – океан возможностей: игры народов Поволжья», направленный на развитие физического и психологического здоровья учащихся МБОУ - СОШ № 1 р. п. Степное с ОВЗ с привлечением инициативной группы учащихся (волонтеров).
Это лишь первая ступень в системе формирования и развития духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения.
На сегодняшний день, к сожалению, не существует развитой системы дополнительного образования для детей с ОВЗ, им слабо оказывается помощь по работе на форумах, в чатах, а ведь Интернет для них оказывается единственным местом общения. Проблемой остается организация отдыха детей с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками. Организация образовательного проекта «Мир движения – океан возможностей: игры народов Поволжья» с вовлечением волонтеров, способствует реализации Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Новое направление работы позволило расширить границы воспитательного воздействия на разные группы детей и подростков, в том числе и на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальностью данного проекта обоснована созданием оптимальных условий для реализации индивидуально - личностных особенностей учащихся с ОВЗ, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всех этапов развития.
Работа по созданию и реализации данного проекта была основана на желании найти выход из сложившегося социального противоречия: на фоне повышения социальной активности и формирования нового отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья ничего не меняется в плане развития инфраструктуры и мировоззрения общества.
Проблема общения со сверстниками, преодоление чувства неуверенности, неловкости, страх перед обществом у этих ребят является наиболее острой. Дети с ОВЗ часто социально неустроенны: родителям трудно помочь им определить круг общения, участвовать в праздниках, организованных образовательным учреждением и учреждениями дополнительного образования совместно со здоровыми сверстниками. В результате изоляция негативно сказывается на их будущем, ограничивает возможности и перспективы. Оторванность от школы, класса, ровесников, друзей, ставят проблемы их психологической и социальной адаптации в обществе, психологического здоровья. Помочь этим детям раскрыться, выявить их талант, создать условия для реализации способностей каждого должны, конечно же, и взрослые, и сверстники.
Основным содержанием данного проекта является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий, встреч учащихся классов общеобразовательной школы и детей специальных (коррекционных) классов.
Организация деятельности по внедрению и реализации проекта заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли получить возможность стать социально активными участниками этого движения, а нормативно развивающиеся дети начали бы воспринимать детей с ограниченными возможностями здоровья как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержки.
Целью данного проекта является организация сотрудничества нормативно развивающихся детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на активную добровольческую деятельность.
Задачи проекта:
-инициировать и развивать подростковое добровольческое движение;
-пропагандировать здоровый образ жизни;
-включать детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей;
-развивать коммуникативные навыки поведения в детском коллективе;
-приобщать всех участников образовательных отношений к активному, творческому образу жизни, физической культуре;
-продемонстрировать возможности корректного оказания помощи детям с ОВЗ в осознании своей значимости в коллективе сверстников, обществе.
-формировать и развивать нормы общечеловеческих ценностей: воспитание гуманизма, сопричастности к человеческой боли, недугам.
Новизна проекта: работа над проблемой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья проводится при непосредственном активном включении детей специальных (коррекционных) классов членами волонтерского отряда «Есть контакт!», что позволит активизировать досуг учащихся этих классов, расширить их представления об окружающем их мире и наиболее полно донести информацию до представителей современного общества.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
-учащиеся 7 - 10 классов школы, начинающие свою деятельность в волонтерском движении, желающие в дальнейшем стать организаторами добровольческой деятельности и делать добрые дела;
-педагогические работники школы (социальные педагоги, педагоги - организаторы, учителя - предметники, классные руководители, учителя - дефектологи, учитель - логопед, педагог - психолог), стремящиеся организовать и развивать добровольческое движение;
-дети ОВЗ и их семьи, которые получат реальную помощь по социализации и адаптации.
Проект рассчитан на 1 год.
Этапы реализации проекта:
1 этап – «Организационный»: создание волонтерского движения, проведение диагностических исследований направленных на изучение заболеваний учащихся с ОВЗ, разработка плана работы над проектом;
2 этап - «Этап реализации (практический)»: сбор и анализ информации по теме проекта «Мир движения – океан возможностей: игры народов Поволжья». Изучение правил игры разработка и проведение тематических занятий проведение тематических праздников здоровья.
3 этап – «Итоговый (рефлексивно - обобщающий)»; анализ результатов, выпуск буклетов, информационных листов, размещение материалов на сайте школы.
Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. «Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют» (В. М. Лебедев). Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
План - график мероприятий:
№
Мероприятия
Классы
Организационный этап 1 четверть
1.
2.
3.
3.
4.
Привлечение добровольцев и организация волонтерской группы «Есть контакт!».
Консультационные беседы, определение лидеров волонтерских дифференцированных по возрасту групп
Занятия по темам:
-понятие о добровольце, добровольчестве,
-основы работы в команде,
-технология разработки проекта.
Знакомство волонтеров с детьми специальных (коррекционных) классов
7 - 10
Этап реализации (практический) 2 - 3 четверть
Разучивание и применение в активной практике досуга игр народов Поволжья:
-татарские народные игры;
-удмуртские народные игры;
-мордовские народные игры;
-чувашские народные игры;
-башкирские народные игры;
-марийские народные игры
7 - 10
Итоговый (рефлексивно - обобщающий) 4 четверть
1.
2.
3.
4.
5.
Мониторинг результатов реализации проекта
Мониторинг результатов личностного роста всех групп учащихся
Разработка и выпуск буклетов, информационных листов
Оформление тематических информационных стендов здорового образа жизни, патриотической и социальной направленности
Награждение лучших добровольцев года
7 - 10
Ожидаемый результат:
в результате реализации данного проекта дети и подростки с ОВЗ будут привлечены к активному, адекватному заболеваниям, здоровому образу жизни. Каждый из них сможет социально активизировать свою жизнь, комфортно ощущать себя в образовательной среде школы, что будет способствовать повышению уровня психологического здоровья.
Ребенок с ограниченными возможностями будет включен в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, а это расширит его жизненное пространство, восстановит его индивидуальную и общественную ценность.
У ребенка с ОВЗ повысится положительная динамика общего эмоционального настроя от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширятся социальные контакты, будут преодолены социокультурная и психологическая изоляция, повысится самооценка, расширятся возможности взаимопонимания между детьми и родителями.
У учащихся - волонтеров будет формироваться сопричастность к чужой боли, недугам, толерантность.
Помимо теоретических знаний по проблеме инклюзивного воспитания, волонтеры приобретают такие важнейшие для современной жизни качества, составляющие социальную компетентность как:
-знания о детях с ОВЗ;
-позитивные изменения в восприятии себя и окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции, толерантности;
-удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие;
-воспитание привычки совершать поступки доброты и отзывчивости, осознание того, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ОВЗ).
В заключение хотелось бы подчеркнуть особое значение современной психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их близким, а также несводимость ее главных задач лишь к выявлению отклонений от нормы. Развитие ребенка - инвалида не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс. Формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья открыто влиянию всех благотворных перемен, как в объективных, так и в субъективных условиях этого процесса. В определенном смысле это позволяет говорить о приоритетном значении проблем детства, здоровья детей в рамках службы психологической помощи вообще и для детей с ограниченными возможностями, в частности. Путь к психологическому здоровью и реабилитации детей с ограниченными возможностями в нашей гимназии в их социализации, включенности в детские коллективы, в профессионализме кадров и неравнодушии учащихся.