Повышение уровня финансовой грамотности населения становится одной из актуальных задач развития современного общества.
Развитие новых мировых технологий позволяет повышать качество финансовых услуг, что в свою очередь, делает жизнь населения более комфортной. Различные программы и приложения к смартфонам и планшетам делают возможным покупать продукты питания, одежду, билеты, бытовую технику и даже страховки на автомобили, не покидая своего дома. Это действительно облегчает жизнь населения, но требует от него владения минимальными знаниями и навыками как в области компьютерной, так и в области финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
Базовые знания по финансовой грамотности человек получает в школе. Это предполагает программа по математике, обществознанию, экономике, праву. Реализуемая в нашей стране Концепция развития математического образования предполагает готовность обучающихся к применению математики в повседневной жизни. Решение реальных задач по финансам можно встретить на уроках математики в 5-6 классах. Знания, накопленные в процессе обучения, помогают сдать экзамен как в 9 так и в 11 классе, поскольку среди прочих заданий есть 1-2 задачи финансового характера. Основная проблема обучающихся – недостаточное умение решать реальные задачи при государственной итоговой аттестации. Большинство задач, рассматриваемых на уроках, воспринимаются обучающимися как теория, невообразимые случаи, которые в их жизни не происходят. В программе основной школы очень мало задач, в которых рассматриваются реальные ситуации из повседневной жизни. Например, выгодны ли скидки в магазине, возможно ли взять кредит, как преумножить средства (вклады), рассчитать коммунальные платежи и другие. Неумение применять в быту простые математические правила влечет за собой низкий уровень финансовой грамотности. На сегодняшний день это является актуальной проблемой всего государства. В 2016-2017 учебном году школы могут обучать основам финансовой грамотности как в рамках обязательного предмета "Обществознание", так и в рамках дополнительных уроков. С февраля 2016 г. в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Министерстве образования и науки России запущена программа подготовки тьюторов (методистов) и переподготовки учителей по финансовой грамотности. Поэтому, возможно, в ближайшее время в школах введут отдельный предмет – основы финансовой грамотности.
Чтобы накопить знания и опыт решения подобных задач, целесообразно начинать их решать с 5-6 класса. Поэтому на своих уроках при изучении отдельных тем («Дроби и проценты», «Действия с дробями», «Доли и дроби», «Действия с десятичными дробями», «Отношения и проценты») использую для решения задачи финансового характера.
Цель проекта: Формирование финансовой грамотности обучающихся 6 классов.
Задачи проекта:
изучить материал по данной теме;
изучить нормативно-правовой документации по введению финансовой грамотности в школах;
выявить уровень финансовой грамотности среди обучающихся, педагогов, родителей;
организовать с обучающимися классный час, внеклассное мероприятие с детьми и их родителями, провести лекцию для педагогического коллектива.
создать дидактическую базу, содержащую финансовые задачи для 6 класса;
подготовить информационные буклеты по финансовой грамотности.
На основании вышеизложенного я определила гипотезу: Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся и их родителей.
Типы и виды проектов.
По составу участников и их объединению – групповой (обучающиеся 6 классов).
По срокам проведения – долгосрочный (4 учебных года, 6-9 классы).
По видам деятельности – творческий и практико-ориентированный. В ходе проекта шестиклассники учатся решать задачи именно прикладного направления из реальной математики, закрепляют свои умения и показывают полученные знания в спектакле, созданном собственными силами.
Для реализации проекта планирую использовать следующие методы:
сюжетно-ролевая игра,
дидактические пособия,
беседа по финансовой грамотности,
мероприятие – спектакль для родителей.
Предполагаемые результаты проекта:
Создание дидактической базы, содержащей финансовые задачи для 6 класса;
Мы ожидаем, что у детей появится бережное отношение к деньгам;
Создание информационных буклетов для родителей, педагогов, обучающихся и т. д.;
Повышение результатов самостоятельных и контрольных работ.
Описание содержания I этапа реализации:
№
Задачи
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1.
Изучить материал по теме «Финансовая грамотность школьников»
Изучение нормативно-правовой документации по введению финансовой грамотности в школах. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)
Сентябрь 2017
Руководитель проекта Карпунина М. В.
2.
Выявить уровень финансовой грамотности среди обучающихся, педагогов, родителей
Провести анкетирование обучающихся;
провести опрос родителей и педагогов;
проанализировать полученные результаты;
определить уровень финансовой грамотности каждой группы и участников анкетирования и опроса в целом.
Октябрь 2017
Руководитель проекта; классные руководители
3.
Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся
Проведение тематических классных часов, сюжетно-ролевых игр;
Решение финансовых задач на уроках математики.
В течение года
Руководитель проекта; ШТГПР учителей математики, информатики и физики
Проведение онлайн-уроков финансовой грамотности.
Ноябрь 2017
Учитель математики 6 класса
4.
Обмен опытом с педагогами на заседании предметной комиссии
Подготовка материала лекции;
Создание презентации по данной теме;
Подборка видеоряда, соответствующего теме;
Проведение лекции.
Март 2018
Руководитель предметной комиссии учителей математики, информатики и физики
5.
Проведение внеклассного мероприятия по данной теме для родителей
Подготовка сценария спектакля по теме «Волшебная сила финансов»
Распределение ролей среди обучающихся
Отработка отдельных сцен;
Постановка спектакля
Апрель 2018
Классные руководители 6 классов; руководитель проекта
План реализации II-IV этапов разрабатывается ежегодно с учетом результатов предшествующего этапа.
Список литературы:
Чечулина М.А. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41).