Пустынный берег не подвластен времени,
И время серый камень не берет,
И день, и ночь, с рассвета и до темени
С планетой камень катится вперёд.
В.П. Лежнев, 31.03.2012 г.
Как странно устроен мир… В мире столько нужных и ненужных предметов. А кто определяет, когда предмет нужный, а когда ненужный? Кто наделяет их этими ярлыками? Взять, например, камень. Обычный серый камень. Который лежит на обочине дороги, люди каждый день проходят мимо, наступают на камень спотыкаются об камень, и, я уверенна, что ни кто при этом не задумался о том, что с камня то все и началось…
Камни – часть нашего мира. Они могут быть разными. Камни холодные, но они могут нагреваться и сохранять тепло. Камень – символ спокойствия, молчания, вечности, памяти, а еще крепости и силы. Все камни такие разные, но они как-то по-особенному соотносятся друг с другом, при виде их создаётся ощущение гармонии. Каждый камень уникален, он как человек, живёт в обществе себе подобных. И среди камней, на мой взгляд, есть лидеры, те кто «постарше», а может те, кто «покрепче». На мой взгляд, трудно определить, выделить лидера среди камней. А может так оно и должно быть? Может, настоящий руководитель не должен выделяться из «толпы»? А каким должен быть эффективный руководитель?
Эти вопросы меня, как руководителя, коснулись сравнительно недавно. Прежде всего, моя основная задача как руководителя – поставить чёткую и ясную цель (прежде всего для себя). Что я хочу? Я хочу стать другом, наставником для коллектива школы, хочу, чтобы в меня поверили, пошли за мной. Для этого нужно знать главное: руководитель, как камень, должен быть многогранен.
Поэтому одна из главных составляющих современного руководителя — это его образование, непрерывное, постоянное: курсы, семинары, открытые уроки, саморазвитие… камень нельзя отполировать без трения. Также и руководитель не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Считаю, что руководитель должен быть обязательно педагогом, наставником, психологом. Если руководитель плохой педагог, то коллектив его просто не примет. Поэтому я постоянно стараюсь придерживаться в работе пяти основных принципов, которые составили фундамент моей психологии лидерства: страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе.
Руководитель управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.
Также любому руководителю, на мой взгляд, необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.
Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает, - то должен узнать, найти выход. А как же иначе. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это, прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.
Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает - это его подчиненные. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. Практика показывает, что руководители, добившиеся хороших отношений с сотрудниками, основанных на взаимном доверии и уважении, добиваются лучших результатов в работе, большей отдачи от персонала. По мнению П. Друкера, управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную «толпу» в эффективно действующую, целенаправленную и производительную группу. Есть поговорка: солдат спит, а служба идет. Немного ее перефразировав и дополнив, я скажу: хорошим руководитель считается в том случае, когда работа может «работаться» и дело «двигаться» и в его отсутствие. Это значит, что он смог правильно организовать процесс и сплотить коллектив настолько, что каждый считает своим долгом работать хорошо не только для себя, но и для общей пользы.
Половина моего педагогического коллектива, с которым я сейчас работаю, мои учителя, которые изо дня в день наполняли меня знаниями, а сейчас наоборот, они подходят ко мне с просьбой. За помощью как к завучу, за советом. Смотрю на своих родных, милых учителей и горжусь ими, благодаря им я нашла свой жизненный путь, свое призвание.
Прологом будущей деятельности, ведь жизнь не останавливается, хоть работа в школе и циклична - от первого сентября, с воздушными шариками первоклашек, до июньских воздушных шариков выпускников. Школа эволюционирует. По теории Ч. Дарвина движущими силами эволюции являются естественный отбор, конкуренция. Все это присуще и школе: естественный отбор отсеивает малодушных и меркантильных, конкуренция за одаренных учеников идет постоянно.
Хочется чем-то удивить и детей, и коллектив, вдохнуть в монотонную, размеренную жизнь глоток свежего воздуха. У школы должно быть своё лицо. Это можно называть школа-бренд, можно говорить о конкурентоспособной школе, можно назвать это как-то иначе. Суть не в названии. Школа, пусть даже маленькая, сельская, должна быть узнаваема и отлична от сотен других, должна иметь свою индивидуальность. Чтобы выжить в круговороте реформ, школа должна найти своё особое место, создать вокруг и внутри себя атмосферу доверия и успешности одновременно, быть привлекательной для обучения и работы, для творчества и реализации собственных возможностей, способностей и интересов. У школы должно быть своё лицо. Но решить этот вопрос мы можем только усилиями всего коллектива, путем сотрудничества, к чему и стремимся. Конечно, не все так гладко в школьной жизни. Есть и груда камней, которые нужно разбирать, и овраги, про которые нельзя забывать, но тем не менее школа жива, живет и будет жить.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/peddebut2016/ehssetatakovakm.docx |