Физические упражнения могут заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире не может заменить
физические упражнения.
Альфред де Мюссе
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия. В свои школьные годы я с удовольствием занимался спортом, участвовал во всех соревнованиях, как за честь класса, так и за честь школы, и района. По окончании школы я сделал свой выбор, и связал свою судьбу с физкультурой, да именно с физкультурой, т. к. спорт требует результатов, а занимаясь физкультурой, я всегда ставил перед собой задачу заинтересовать, приобщить к ежедневным занятиям физической культурой каждого своего ученика. В образовательных организациях роль уроков физической культуры возрастает год от года, т. к. перед обществом стоит главная проблема – проблема сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников.
Урок физкультуры – это урок, где сухие строки учебной программы превращаются в удивительные динамичные минуты радости движения, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике или русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие, скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи, становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или шуструю девчонку.
Урок физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. У детей должна быть мотивация – желание идти на урок. Принуждение к учебе разрушает здоровье ребенка, принуждение к физической активности приводит к чувству собственной неполноценности, потере интереса к двигательной активности. Поэтому одной из главных задач учителя физической культуры является формирование положительной мотивации, устойчивого понимания того, что физкультура и здоровье понятия неразделимые. Как же добиться этого, каков главный путь для того, чтобы ребята занимались на уроках физкультуры с желанием? На мой взгляд, добиться этого можно только посредством освоения новых технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка: этому способствует работа учителя по созданию ситуации успеха на уроке физкультуры.
Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни. Я, как и любой педагог стремлюсь научить детей тому, что знаю сам. Сделать так, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему, впитывали как «губка» всю информацию о спорте. Я стремлюсь, чтобы каждый урок был интереснее и вижу пути эффективности развития физических качеств учащихся, прежде всего, в реализации инновационных технологий на уроках физической культуры.
Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Так сначала думал и я, но до тех пор, пока сам не освоил информационные технологии и стал применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без применения ИКТ не обойтись.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе, позволяет сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация, благодаря которой «растет» интерес к предмету.
В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому есть возможность включать в практику уроки с использованием электронных презентаций, видеофрагментов, что позволяет мне сделать урок более демонстративным.
При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным.
Думаю, что к моим маленьким профессиональным достижениям можно отнести изучение и применение на практике новых педагогических технологий. В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся. Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. На мой взгляд, каждый ребенок должен чувствовать, что урок интересен и полезен для него. На начальном этапе стараюсь дать представление о каждом упражнении. Для этого использую метод показа, рассказа, наглядные пособия, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение), дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения. Использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки.
Как можно чаще на уроках физической культуры стараюсь применять элементы технологии уровневой дифференциации:
-на уроке ученикам даю задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
-при оценивании учитываю не только достигнутый результат, но и динамику изменений физической подготовленности ученика;
-для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработал и темы рефератов, сообщений, которые позволяют включить ребенка в урок в качестве консультанта;
-в начале и конце учебного года совместно с наставником я провожу тестирование всех учеников по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации учащихся на группы;
-учащиеся среднего уровня привлекаются мною на дополнительные занятия различными видами спорта (наибольшей популярностью в нашей школе пользуются игровые виды спорта – волейбол, футбол, баскетбол) и внутришкольные соревнования;
-спортивно - одаренные учащиеся успешно участвуют в соревнованиях муниципального и других уровней.
Использование данной технологии на уроках физкультуры нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.
Использование инновационных технологий в физическом воспитании – это, в первую очередь, творческий подход к педагогическому процессу, цель которого повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом, и уровень процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья учащихся. За культуру здоровья надо бороться, серьезно на деле, а не на словах.
В современной школе работа без использования инновационных технологий невозможна. Их применение помогает организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью и хотел учиться. Мне, как молодому педагогу, начинающему свою профессиональную деятельность в условиях введения новых образовательных стандартов, наверно легче работать. Мне не надо перестраивать свою педагогическую деятельность, как моим коллегам - наставникам. Я пришел в школу вместе с переменами в образовании, а значит «оказался во времени». Я учусь совместно с детьми, и очень многому учусь у них. Но какими бы ни были информационные технологии, как бы далеко они не шагали, как бы ни изменялась образовательная система, какие бы не произошли изменения, модернизации – всегда занимайтесь физической культурой и спортом, ведь только «В здоровом теле – здоровый дух!».
Благодаря своим наставникам я многому научился, но как много меня еще ждёт впереди, потому что я работаю только три года. Но моё самое большое достижение, которое я искренне считаю своей профессиональной победой, то, что я с радостью ждал начала нового учебного года! Я ждал новых открытий, новых учеников, встречи с уже ставшими «моими» учениками прошлого года.
Источник: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/06/peddebut2016/ehsseborisenkov_d.a..docx |