Нет человека, который бы не помнил того места, где он родился, провел свое детство, куда его тянет спустя много лет. Каждый помнит школу, где прошли детство и юность. Истоки духовного возрождения начинаются прежде всего, в школе, а значит, велика роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности.
Духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на педагогах. Оно заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного «Я» - высшей сущности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя, различение добра и зла. Это развитие «я» как духовного центра, это самоуправление, свобода выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры.
Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.
В нашей школе имеется музейная комната, которая открыла свои двери в 2001 году. В 2003 году музей получил статус областного школьного краеведческого музея.
Музейная комната обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, шефская помощь ветеранам, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, гордость за свой край и его людям, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
По крупицам собранный материал музейной комнаты даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Главное, ради чего создавалась наша музейная комната – это дети: их обучение, воспитание и развитие. Какой бы тематике ни был посвящён школьный музей: войне, истории школы, истории церкви, природе родного края, этнографии, он всегда воспитывает патриота своей Родины, гордость за себя и свой труд. Музейная комната нашей школы ведёт активную работу: ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, пишут заметки в районную газету «Заря», принимают участие в конкурсах и акциях.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности и гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.
Какую роль играет музейная педагогика и краеведение в духовном и нравственном становлении личности?
Академик Д.С. Лихачев называл краеведение "самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности", которая "учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Он утверждал, что "без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма".
Основные цели работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которую несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.
В музейной комнате краеведения собраны экспонаты, представляющие культурную и историческую ценность. Все экспонаты собраны руками учащихся школы, а передали их жители села, неравнодушные к истории малой родины люди. Огромная работа была проделана школьниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего села. Здесь накоплен богатый материал по краеведению и этнографии.
В нашей школе две музейных комнаты: первая – это музейная комната Боевой и Трудовой Славы, вторая – это комната краеведения под названием «Мы – наследники традиций». В первой размещены экспозиции по истории села, школы, документы, фотографии, стенды и личные вещи участников войны и тружеников тыла, во второй, - старинная утварь, предметы быта, и другие интересные вещи, которые касаются крестьянско жизни, собрана богатая коллекция рушников, есть национальные костюмы. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении праздников «Рождество Христово», «Пасха» и других православных праздников, так как преподаю Основы православной культуры, эти праздник проходят ярко, интересно, познавательно. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Наши ребята принимают активное участие в школьных, районных и областных мероприятиях: в смотрах музеев, районных конкурсах православной культуры. Учащиеся занимают призовые места, награждаются грамотами и памятными подарками.
Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, музейная комната является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.
«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека… |