Цель: выявить знания в области познавательного развития по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- совершенствовать умение находить место числа в ряду, упражнять в назывании соседей числа;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги;
- совершенствовать умение последовательно называть дни недели; времена года, месяцы;
Развивающие:
- развивать умение делить предмет на несколько равных частей (на две, на четыре);
- развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям по математике.
- воспитывать любознательность;
- воспитывать желание помогать товарищу в трудных ситуациях.
Предварительная работа: вырезывание кругов из белой бумаги; слушание сказок Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка», пересказ русской народной сказки «Репка».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Методические приемы: 1) словесные (загадывание загадок, объяснение, ответы детей,); 2) наглядные (рассматривание «волшебного коврика»); 3) практические (выкладывание геометрических фигур на ковре, работа с раздаточным материалом, выполнение физкультминутки).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.
Демонстрационный материал: цифры от 1-10, карточки с цифрами для игры «Назови соседа»
Раздаточный материал: бумажные круги, ножницы, листы бумаги, комплекты геометрических фигур.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Ребята, утром, моя знакомая, которая работает на почте, передала вот это письмо. Что в нём я не знаю, но на конверте написано детям старшей группы «Радуга». Сейчас я открою и прочитаю, что в нём.
Воспитатель открывает конверт и читает вслух:
«Дорогие ребята, мы, герои сказочной страны, попали в беду. Баба-Яга перепутала сказки, похитила главных героев и наложила на них заклятье. Помочь нам сможете только вы. Если вы выполните все задания и отгадаете героев, то они вновь вернутся в сказочную страну, в свои сказки. Милые дети, помогите нам». Воспитатель достаёт и показывает детям конверты с заданиями.
Воспитатель: Ребята, мы поможем сказочным героям? Выполним задания Бабы-яги?
Дети: Да!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Тогда проведём небольшую разминку. Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы? Сколько дней в неделе? Какой сегодня день, какой будет завтра, какой был вчера? Молодцы вот первое задание. (Открывает первый конверт, с заданием).
Воспитатель: Послушайте и отгадайте, какому герою мы должны помочь.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Дети: Красная Шапочка
Воспитатель: Чтобы спасти красную Шапочку мы должны выполнить задание Бабы-Яги.
Баба-Яга не умеет считать и просит вас расставить цифры по порядку от 1 до 10. А теперь посчитаем в обратном порядке от 10 до 1.
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: А теперь игра «Назови соседей». Назови соседей числа 3, 4, 5, 6 и т.д. Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята мы справились с первым заданием и помогли Красной Шапочке.
Воспитатель открывает следующий конверт и читает задание:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
уцепившись в хвостик крепко,
дружно тащат с грядки…
Дети: Репку.
Воспитатель: Верно, Репка. Чтобы герои вытащили репку, нам надо выполнить задание: разделить репку на равные части.
- На какую геометрическую фигуру похожа репка?
Дети: Круг.
Воспитатель: Возьмите в руки бумажный круг и сложите его пополам. Скажите, как мы назовём эту часть круга?
Дети: Одна вторая части.
Воспитатель: Одна вторая части больше или меньше целого?
Дети: Меньше.
Воспитатель: Сложите фигуру ещё раз пополам. Как мы назовём эту часть круга?
Дети: одна четвёртая части.
Воспитатель: Что больше: одна четвёртая части или целое? Что меньше: одна четвёртая части или целое? (Ответы детей). А теперь возьмите ножницы и разделите круг сначала на две равные части, а затем на 4.
Воспитатель: Вот мы и помогли героям сказки «Репка» разделить её на 4 части.
Воспитатель: А теперь мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Отдохнули, слушайте следующую загадку:
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка словно пёрышко,
Со сказочным принцем не встретится…
Дети: Золушка
Воспитатель: Она обязательно встретится, если мы выполним следующее задание Бабы-Яги. Задание с геометрическими фигурами. У Бабы-Яги есть волшебный коврик, в котором уже от старости появились дыры, и она просит нас сделать ей новый коврик. Но рисунок на коврике чтобы непременно в виде геометрических фигур. Перед вами чистый лист бумаги, в верхний правый угол положите синий квадрат, в левый нижний угол жёлтый круг, в левый верхний угол положите зелёный треугольник, в правый нижний угол положите красный треугольник, а в середину листа положите красный круг. Молодцы мы помогли Золушке встретиться с принцем!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ:
Стук в дверь. Воспитатель заносит конверт с письмом.
Воспитатель: Ребята это от сказочных героев они вас благодарят за помощь и дарят вам «сказочные» раскраски. Вам понравилось помогать сказочным героям? Какое задание вам показалось самым лёгким, а какое самым сложным? (Ответы детей). Оцените друг друга: кто по вашему, сегодня работал более активно, кому бы вы отдали золотую звёздочку? (Ответы детей). А теперь оцените себя: если у вас всё получилось, вы справились без труда со всеми заданиями возьмите красную звёздочку, а если кто-то испытывал какие-то затруднения в выполнении заданий, возьмите голубую звёздочку. |