№1. Композиция «Царица полей»
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят: «Осень золотистая — хлебом колосистая!» Сегодня наш праздник посвящён хлебу. И проходит он в рамках открытия проекта «Путешествие хлеба от поля до стола».
Даша: Праздник хлеба мы встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Люда: Если мы хотим кого-то
Встретить честно и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Каравай ему подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Вместе: Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ведущий: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Издавна у славян существовал обычай: дорогих гостей встречают хлебом — солью. Поэтому говорят, что русские люди гостеприимны — хлебосольны. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Люди, преломившие хлеб, т.е. разделившие его друг с другом, становятся друзьями на всю жизнь.
Добро пожаловать, гости дорогие!
Музыка № 2. Ведущий с поклоном подходит к гостям и просит отведать хлеб да соль.
Ведущий: Сегодня у нас на празднике присутствуют:
Представление гостей.
Ведущий: Поприветствуем дорогих гостей песней.
Музыка № 3 Песня «К нам гости пришли».
Слайд 1.
Ведущий: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «хлеб — всему голова».
Слайд 2.
Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми и разработали проект «Путешествие хлеба от поля до стола».
Слайд 3,4.
Цель и задачи проекта вы видите на экране. Проект долгосрочный с октября 2018 по май 2019 года. И сегодня мы торжественно начинаем работу над нашим проектом.
Музыка № 4. Фанфары.
Слайд 5.
Ведущий: У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Уважаемые друзья, давайте вместе посмотрим на экран и вспомним, кто и как выращивает хлеб для нас.
Музыка № 5. Звуки весны.
Слайд 6.
Всё начинается весной. В эту пору, когда растаял последний снег, начинается подготовка поля к посеву.
Слайд 7.
София М. По земле сырой, нежесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
Диана С.: И до вечера и позже,
До полночи, с темнотой
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
Слайд 8.
Ведущий: Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен, работая день и ночь. Трактора выезжайте на поле.
Музыка № 6. Звуки тракторов. Упражнение «Трактора».
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем рожь молотить,
Малых деток кормить
Максим: Пашут каждую весну
Амар: Поднимая целину.
Коля: Сеют, жнут, ночей не спят
Вместе: Знаем мы, как хлеб растят.
(Закрываем экран)
Ведущий: Но для того, чтобы пробилось зернышко к свету и получился колосок, нужно, чтобы светило и грело солнышко, да почаще шли дожди . Тучи в небе кружатся, что не шаг, то лужица. Собирайся народ! Закружился хоровод!
Музыка №7. Хоровод.
Слайд 9.
Ведущий: Посеяли хлеб хлеборобы весною, созрел он и стал золотою стеною. А дальше приходит летняя пора. Вот и созрели колоски. Они стали тяжелыми большими, крепкими. А тут еще одна напасть птички прилетают на поле, да давай клевать зернышки. Кто же поможет, кто спасет зернышки от прожорливых птиц. Догадайтесь, кто оно
Сторожить поставлено Что - бы птицы не летали, колоски чтоб не клевали.
Что б боялись галки – длинный шарф на палке.
Шляпу нахлобучило, кто же это? (Чучело)
Ведущий: Правильно, Чучело. Оно помогает сохранить урожай, птицы его боятся, но Чучело не злое. А вот и оно. (Закрываем экран)
Музыка №8. Вход Чучела.
Чучело: Чучелу наскучило воробьев пугать.
Очень хочет Чучело с вами поиграть.
Как услышит Чучело песни, шум и смех.
Крутится, волнуется на глазах у всех.
Очень хочет Чучело с вами поиграть
А ему приходится воробьев пугать.
Ведущий: Дети, хотите с Чучелом поиграть?
Игра с Чучелом.
Дети идут по кругу и громко поют. Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
Дети: В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем колосочков мы нарвем ( идут на носочках к Чучелу)
Пугало: Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять.
Чучело: Спасибо, ребята, мне у вас понравилось, до свидания.
Музыка №9. Уход Чучела.
Ведущий: Вот и проходит лето, созрел урожай, пора жать колосья.
Слайд 10.
Максим: Рожь наливается зерном
Тяжелым, урожайным.
И солнечным, погожим днем
В поля идут комбайны.
Ведущий: Сегодня у нас на празднике присутствует Комбайнёр _____________._______________________________ расскажите нам о труде комбанёров.
Слайд 11.
Артём: Грузовики спешат, гудят –
Везут с полей пшеницу
Наш будет урожай богат
Мы будем им гордится.
Ведущий: Слово предоставляется:____________________________________
Слайд 12.
Ведущий: Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно. А дальше начинается осенняя пора. (Закрываем экран)
Музыка №10. Песня «Осень».
Ведущий: Убран хлеб и тише стало
Жарко дышат закрома.
Поле спит, оно устало
Приближается зима.
Ведущий: Радуются трудовые люди, собран богатый урожай, но путь хлеба на наш стол еще не закончен.
Слайд 13.
Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни.
Слайд 14.
Амар: Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным,
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре.
Никита: А потом его в машины
И развозят в магазины.
Вот откуда к нам на стол,
Теплый, вкусный хлеб пришел
Слайд 15.
Ведущий: У всех народов хлеб пользуется особым уважением.
Пышный, мягкий, пропечённый
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Слайд 16.
Музыка №11. Звучит тихая военная музыка.
Ведущий: Даже не верится, что когда-то
На поле, сожжённом огнём батарей,
Перед атакой герои-солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Вернёмся к тому времени, когда хлеб был особо ценен и важен для людей,его не хватало и каждый кусочек был «на вес золота». Как вы думаете, дети, о каком времени идёт речь?
Дети: О военном времени.
Слайд 17.
Ведущий: Верно, это время – война. Страшная, чёрная, голодная. Враги жгли хлебные поля. Чтобы людям как-то выжить, варили суп из лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой корой и желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти карточки имели не только взрослые, но и дети, и вместе со взрослыми стояли они в огромных очередях за хлебом.
Не думали тогда ни о сахаре, ни о пряниках, только о хлебе…
Слайд 18.
В блокадном Ленинграде была установлена норма отпуска хлеба – 125 граммов.
Слайд 19.
После войны Россия крепла. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Радовался трудовой народ, песни пел, танцевал. (Закрываем экран)
Музыка №12. Танец «Казаки».
Слайд 20.
Ведущий: Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Помните об этом и никогда не бросайте недоеденный кусок на землю. Проявляя уважение к хлебу, вы тем самым выказываете благодарность природе и людям за их бесценный труд. (Закрываем экран)
Ведущий: А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в игру, которую вы знаете с детства. Называется она «Каравай».
(Каравай, Пекарь, Мельник, Хлебороб, Рабочий)
Ведущий: Выходите и становитесь все в круг, взялись за руки и пошли по кругу.
В этот день у каравая хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает, да не всех.
В круг вставай Каравай, кого хочешь выбирай! (Каравай выходит в круг).
Каравай заводит дружбу с тем,
Кто с детства любит труд.
Он любую ценит службу –
Пахарь здесь и токарь здесь.
Каравай, Каравай, кого хочешь, выбирай! (Каравай кричит: пекаря!)
Он не грел на печке бок…
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй,
Кого хочешь выбирай! (Каравай становиться в хоровод, а пекарь выходит в центр) Пекарь кричит: мельника!
Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй,
Кого хочешь, выбирай!
(Встает в хоровод, выходит мельник).
Мельник : Рабочего!
Он приехал к нам с дарами,
Тягачами, тракторами. Каравай- каравай кого хочешь выбирай!
(Встает в хоровод, выходит рабочий).
Рабочий: Хлебороба!
Мы работы не стыдились.
Мы работою гордились.
А награда – каравай! Кого хочешь выбирай!
Ну и ты других не хуже,
Наш веселый юный друг,
Если ты с работой дружен
Заходи смелее в круг.
Все: Слава! Урожаю в закромах!
Все: Слава! Караваю на столах!
Все: Слава! Дружным рукам!
Все: Слава! Слава! Каравай – труженикам!
Музыка № |