Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 30.04.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Дошкольное образование – доступность и качество [10]
Воспитательная система школы как фактор достижения новых образовательных результатов [2]
Мастер-класс – имидж современного педагога [5]
Методическая система образовательной организации – условие профессионального развития педагога [4]
Инновационные образовательные технологии как фактор достижения нового качества образования [11]
Ступени роста молодого педагога [5]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новому времени – новая школа 2019 » Дошкольное образование – доступность и качество

    НАРОДНАЯ ИГРУШКА

    Обоснование проекта

    Актуальность.

    Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое прошлое, понимать свое место в мире других людей и других народов. Все это возможно только тогда, когда освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

    Актуальность моей работы заключается в следующем: в настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории, а в наших магазинах очень сложно найти именно народную игрушку.

    Игрушки – это важное составляющее каждой культуры. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались для своих детей, отцы, матери, бабушки и дедушки вкладывали свою любовь и мудрость. Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью.

    В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации; являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

    А настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В дошкольном возрасте мы можем и должны воспитывать детей на основе традиций и культуры русского народа. Именно поэтому я решила уделить большее внимание данной проблеме, сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы каждое новое поколение усваивало опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, формы и модели поведения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

    Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    Цели и задачи проекта.

    Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

    Задачи проекта:

    1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
    2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
    3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
    4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
    5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе.

     

    Содержание проекта.

    Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.

    В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:

    1. Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;

     

    При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.

     

     

     

    Проект «Народная игрушка»

     

    Цель: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрешкой, Ванькой-Встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества. Задачи: -ознакомить детей с народными игрушками; -развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; -осуществлять нравственное развитие ребенка; -развивать умение видеть красоту народных игрушек; -содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

     

    Мероприятия по реализации проекта.

     

    Познавательно-речевое развитие:

    Развитие речи «Знакомство с матрешками».

    Развитие речи «Рассказ о дымковской игрушке».

    Чтение стихотворения «Много кукол деревянных…».

    Чтение стихотворения С.Я Маршака «Ванька-Встанька».

    Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек».

    Чтение стихотворения «Дымковская барышня».

     

    Художественно-творческая деятельность.

    Лепка «Домик для матрешек».

    Лепка «Куколка-неваляшка».

    Рисование «Украсим матрешкам сарафаны».

    Рисование «Прекрасная дымка».

     

    Игровая деятельность.

    Сюжетная игра «Дружные сестрички».

    Сюжетная игра «Матрешки ходят в гости».

    Театрализованная игра «Веселые сестрички».

    Театрализованная игра «Матрешки и их друзья».

    Дидактическая игра «Здравствуйте, матрешки!».

    Дидактическая игра «Угостим матрешек».

    Подвижная игра «Карусель», «Ручеек»

     

    Работа с родителями.

     

    Родителям предлагается:

    Помочь со сбором игрушек: дымковской, матрешек, Ваньки- Встаньки, петрушки, неваляшек.

    Помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;

    Активно интересоваться действиями ребенка в группе;

    Дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли пожеланию читать их дома детям, разучить их.

     

    Этапы реализации проекта

    1 этап - подготовительный

    Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.

    2 этап - основной

    Организация и проведение работы по реализации задач проекта.

    3 этап - заключительный

    Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки».

    Категория: Дошкольное образование – доступность и качество | Добавил: rrr0901 (24.06.2019)
    Просмотров: 324 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/12
    Всего комментариев: 3
    3 Natali7  
    Наталья Владимировна, здравствуйте! Мне тоже очень понравился ваш проект! Радует то, что народная игрушка в ДОУ не позабыта и до сих пор служит одним из средств приобщения детей к народным традициям. Со своей стороны я бы в основной этап реализации проекта добавила изготовление с детьми самодельной тряпичной куклы "Кувадки", которая является куклой-оберегом для своего хозяина. И на 3-ем заключительном этапе проекта постаралась создать в группе мини-музей "Народная игрушка" или лэпбук "История народной игрушки", в котором  отразились все результаты реализации проекта.

    2 Mila7097  
    Здравствуйте. Интересный материал. И действительно, с народными игрушками дети знакомятся в детском саду.
    Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности. Новизна Проект ориентирован на вступившие в силу новые федеральные образовательные стандарты (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, по6этому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе.

    1 elka66  
    Наталья Владимировна, добрый день! Очень интересный и познавательный проект. Действительно, в наше время очень мало русских народных игрушек имеется в семейных багажах. Толи это зависит от цен на такие красивые игрушки, толи не желание родителей покупать их своим детям. Но таким образом на помощь приходит детский сад вот с такими проектами, где можно знакомить детей с русской народной игрушкой, историей ее создания и привить желание родителям создавать игрушки своими руками. Желаю всем детским садам иметь возможность побольше приобретать народные игрушки и не только русские народные!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]