Обоснование проекта
Актуальность.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, свое прошлое, понимать свое место в мире других людей и других народов. Все это возможно только тогда, когда освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Актуальность моей работы заключается в следующем: в настоящее время у детей недостаточно сформированы представления о народной игрушке и слабо развит познавательный интерес к ней, к её истории, а в наших магазинах очень сложно найти именно народную игрушку.
Игрушки – это важное составляющее каждой культуры. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. В игрушки, которые создавались для своих детей, отцы, матери, бабушки и дедушки вкладывали свою любовь и мудрость. Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью.
В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации; являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
А настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. В дошкольном возрасте мы можем и должны воспитывать детей на основе традиций и культуры русского народа. Именно поэтому я решила уделить большее внимание данной проблеме, сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы каждое новое поколение усваивало опыт старших, образ морали и эстетические предпочтения, формы и модели поведения. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
- Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
- Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
- Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
- Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе.
Содержание проекта.
Для воспитания духовно – нравственной личности, формирования интереса к культуре русского народа и уважения к национальным традициям важно правильно сконструировать содержание деятельности по всем направлениям развития ребенка, необходимо учитывать потребности детей и их возрастные особенности.
В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает несколько направлений деятельности:
- Работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;
При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое, задействовали все виды детской деятельности.
Проект «Народная игрушка»
Цель: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрешкой, Ванькой-Встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества. Задачи: -ознакомить детей с народными игрушками; -развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; -осуществлять нравственное развитие ребенка; -развивать умение видеть красоту народных игрушек; -содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.
Мероприятия по реализации проекта.
Познавательно-речевое развитие:
Развитие речи «Знакомство с матрешками».
Развитие речи «Рассказ о дымковской игрушке».
Чтение стихотворения «Много кукол деревянных…».
Чтение стихотворения С.Я Маршака «Ванька-Встанька».
Чтение стихотворения «У сестричек, у матрешек».
Чтение стихотворения «Дымковская барышня».
Художественно-творческая деятельность.
Лепка «Домик для матрешек».
Лепка «Куколка-неваляшка».
Рисование «Украсим матрешкам сарафаны».
Рисование «Прекрасная дымка».
Игровая деятельность.
Сюжетная игра «Дружные сестрички».
Сюжетная игра «Матрешки ходят в гости».
Театрализованная игра «Веселые сестрички».
Театрализованная игра «Матрешки и их друзья».
Дидактическая игра «Здравствуйте, матрешки!».
Дидактическая игра «Угостим матрешек».
Подвижная игра «Карусель», «Ручеек»
Работа с родителями.
Родителям предлагается:
Помочь со сбором игрушек: дымковской, матрешек, Ваньки- Встаньки, петрушки, неваляшек.
Помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;
Активно интересоваться действиями ребенка в группе;
Дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли пожеланию читать их дома детям, разучить их.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о народной игрушке, разработка демонстрационно-информационного материала для родителей, разработка календарного плана по реализации проекта.
2 этап - основной
Организация и проведение работы по реализации задач проекта.
3 этап - заключительный
Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки». |