Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка- важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребёнком, во многом зависят успехи дошкольника в познании окружающего мира. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ними, побуждают не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше. Увлекательные наблюдения, экскурсии, прогулки, посещение выставок, музеев, библиотек, самостоятельная и совместная познавательно- исследовательская деятельность помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы причинно- следственных связей и закономерностей. Всё это будет способствовать формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного.
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в образовательно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Назначение проекта «Моя губерния» связано с необходимостью дать детям представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме.
Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, внедрение проекта в жизнь позволит детям полнее узнать жизнь своего села, города и области, достопримечательности, природу, историю своего края; а так же формирует его активный словарь, речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей дошкольника, развивается воображение, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности.
Актуальность темы
Краеведческая деятельность ДОУ характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края.
Патриотическое воспитание дошкольников актуально и значимо в условиях современной России. За последние несколько десятилетий много поменялось в жизни и мировоззрении нашей страны и народа, но несмотря на все изменения воспитание патриотических чувств остается одним из главных приоритетов нашего государства. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен он не ощущает своих корней своей истории. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Патриотизм применительно к дошкольникам, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Работа по формированию нравственно-патриотических воспитания строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические. Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое.
Разработка проекта
Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов и родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края мы разработали проект «Моя губерния»
Срок реализации проекта: долгосрочный; 2015-2016 учебный год.
Участники проекта: воспитанники старшей- подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, социум.
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: знакомить детей с ближайшим окружением; достопримечательностями города Саратов; знаменитыми людьми, творчеством отдельных писателей, поэтов, композиторов, художников; с животным и растительным миром Саратовского края.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; гуманные, экологически целесообразное отношение к природе; любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым; гордость за своих предков; уважение к традициям народов, населяющих Саратовскую область.
РАЗВИВАЮЩИЕ: приобщение дошкольников к современной жизни области, желание посещать музеи, театры; Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Условия реализации проекта:
1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
2.Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (например сбор лекарственных трав);
3.Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
4.Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.
Методы и приёмы:
Беседы,
Наблюдения,
Экскурсии,
Экспериментальная и поисково- исследовательская деятельность,
Художественное слово,
Игра,
Продуктивная деятельность,
Развлечения.
Формы реализации проекта:
- Историческое краеведение (военно-историческое и историко-культурное).
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное )
- Туристско- экскурсионное краеведение деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов, экскурсий).
- Музейное краеведение (Мини-музеи, краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;
- Семейное краеведение.
- выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок.
- встречи с известными людьми;
- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором народов Поволжья, писателями и поэтами.
- Составление «Генеалогического дерева своей семьи»
Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных представлений по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным селом, городом и краем является предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую.
Развивающая среда в группе ДОУ
Патриотический уголок (портрет президента, Геральдика РФ и Саратовской области);
Уголок «Моя губерния»
Папки передвижки «Моя малая Родина», «Моя губерния»
Мини- музей группы « Русская изба» и «Русское мини-подворье»;
Неотъемлемой частью является и работа с родителями воспитанниками ДОУ
Работа с родителями включает в себя направление:
1. информационно – аналитическое (выявление потребностей, интересов и способностей родителей): - анкетирование; - опросы; - беседы.
2. контрольно-оценочное (анализ эффективности взаимодействия с родителями- выступление на родительском собрании, педсовете);
- анкетирование;
рекомендации родителей.
3. Направление - совместная деятельность (участие в культурно - досуговой деятельности группы, помощь в оснащении предметно - развивающей среды группы.)
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду- роль пассивного потребителя воспитательно - образовательных услуг. Родители вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках: « День народного единства», «День Матери», «Волжское Казачество» и т. д., помогали в оформлении творческих выставок детей и родителей.
Проект «Моя губерния», который включает в себя следующие разделы:
Тематическое планирование по реализации проекта «Моя губерния»
№
Период
Тема
Сентябрь
«Растительный мир»
«Животный мир»
Октябрь
« Промыслы Саратовского края»
Ноябрь
«Народы Поволжья»
«Волжское казачество»
Декабрь
«Герои Саратовской губернии»
«Волжское Казачество»
Январь
« Быт Русской избы» - знакомство с жизнью, бытом русского народа.
Февраль
«Калинка» - знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором.
Март
«Истоки» - знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами.
Апрель
«Архитектура г. Саратов»- памятники искусства.
«Культурный отдых в г. Саратов»
Май
«Литературный час» - знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами Саратовской области.
Заключение
На начало учебного года был проведен мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников, результаты которого были ниже среднего, в первых числах декабря педагогами снова был проведен мониторинг, где дети показали наиболее высокие результаты, чем в начале проекта.
Заключение
Проект «Моя губерния» можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует больших материальных затрат, в него активно включаются родители воспитанников, следовательно взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно улучшаются.
Перспектива развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего родного села, города Саратов, своей области, уважение к своей семье, родственникам. Желание видеть свою область процветающей. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города.
1. Малая Родина. Название области, села, района, домашний адрес, название достопримечательностей города Саратов.
2. Символика Флаг России, герб России, герб родного города, флаг города,.
3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта.
4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес), вид ландшавта (горы, равнины)
5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.
5 баллов- Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
3 балла- Затрудняется назвать страну, город. С трудом называет свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; с подсказкой называет достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
1 балл – Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Добрый день, Ольга Владимировна! Проект актуальный, думаю Вам необходимо обобщить свой опыт работы по патриотическому воспитанию и распространять его среди педагогов района. Желаю успехов в дальнейшей работе!
Спасибо за оценку. Данный проект я уже представляла в прошлом году на конкурсе инновационных продуктов среди педагогов района и стала лауреатом. Кому интересно, могу поделиться и выслать на эл.почту.
Ольга Владимировна, добрый день! Очень актуальная тема, замечательный проект! Есть ли в вашей копилке фото - материал, который можно объединить под названием, к примеру-" Моя губерния, вчера, сегодня, завтра"?