Цель: воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства,
народному быту .
Задачи:
- уточнить представление о понятии ярмарка ,скоморох, купец.
-закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар ;знание цифр и счет до 5;
- воспитывать любовь к русскому фольклору;
- развивать патриотические чувства.
Ведущая образовательная область:
- «Социально –коммуникативное развитие»;
-«Познавательное развитие» ;
-«Художественно-эстетическое развитие»;
Предварительная работа: Собрать разные виды матрешек ,самоваров и оформить выставку «Знаменитый русский сувенир». Рассмотреть разные виды самоваров; дать понятие ярмарки; разучить песню «Ложкари».
Ход занятия
Скоморох:
Заходите, заходите,
Отворяйте ворота
К нам на ярмарку спешите,
Пропустить её нельзя!
Что угодно здесь найдете:
И посуду, и игрушки,
И платочки все в цветах!
Много нового поймете
О народных мастерах!
Воспитатель: Вот мы и пришли с вами на ярмарку. Посмотрите, сколько здесь гостей ,купцов .Давайте их поприветствуем.(Дети здороваются)
Скоморох: Ребята ,а вы знаете, что такое ярмарка?
Дети: Праздник ,веселье, игры ,забавы ,торговля..
Воспитатель: Ребята ,нас кто-то зазывает!
Купец 1:
Мы ребята озорные,
мы ребята удалые,
Всех на ярмарку зовем
мы игрушки продаем.
Не ходите не куда,
подходите все сюда
(Воспитатель и дети подходят к столу, на котором находятся игрушки)
Воспитатель: Ребята ,посмотрите сколько здесь игрушек .А вы знаете ,что в давние времена мамы своим дочкам могли сделать кукол из мешочка наполненного крупой ,из красивых лоскутков ,из ниток ,соломы и дерева.
Воспитатель:. А это ,что за игрушка ?(показываю матрешку)
Дети: матрешка .
Воспитатель: В чем секрет матрешки? (Ответы детей)
-Давайте посчитаем сколько сестричек спрятано в большой матрешке?
-Чем отличаются матрешки? (Ответы детей.)
-Давайте рассмотрим их наряд. (Ответы детей.)
-А какие цвета краски использовал мастер. (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы ,ребята!
А сейчас ,мастера.
За работу всем пора.
Мастера скорей за дело
Собирай матрешек смело!
-Ребята я вам предлагаю увлекательную игру .Сейчас вы станете мастерами ,сделаете свою матрешку. Дидактическая игра «Собери матрешку» (матрешки состоят из нескольких частей, собрать как пазл )
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите ,на наших матрешек ,они такие же яркие, нарядные как остальные матрешки.
- Ребята, нас опять зазывают ,давайте послушаем.
Купец 2:
Бубны, гармошки, трещотки, ложки,
Кто хочет поиграть немножко.
Становись в ряд, выбирай подряд,
Красиво, приятно и для всех занятно.
Воспитатель: Обратите внимание , какие тут инструменты.? (Ответы детей)
Одним словом это музыкальные инструменты.
Воспитатель: Музыкальные инструменты в основном делали из дерева ,расписывали ,чтобы они были красивыми яркими .Посмотрите на ложки.
-А как вы думаете для чего нужна расписная ложка?( Ответы детей).
В старину играли на ложках ,они были расписными.
-А как их называли в старину? (Ответы детей)
А вы хотите поиграть на ложках ,да потанцевать?
«Игра на деревянных ложках».
(Дети исполняют песню «Ложкари»)
Купец 3
И вот посуда расписная,
была у Царя такая,
да вся побилась!
А наша не бьется,
и ничего из неё не льётся!
Щи из неё вкусней
да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята ,а какой товар вы видите на столе?( Ответы детей)
-Как назвать одним словом? (Ответы детей )
-Правильно, посуда.
На нашей ярмарке посуда разная : тарелки, плошки, подносы ,ложки, яркие поварёшки, чугунки и другая посуда.
Обратите внимание на ложки ,но они не расписные, не раскрашенные.
-Из какого материала сделана ложка? (дать потрогать)
Дети: из дерева.
Воспитатель: Значит она какая?
Воспитатель: Правильно деревянная .В старину люди ели деревянными ложками ,т.к. они не нагревались от горячей пищи. (показываю тарелку)
- А как вы думаете из какого материала изготовлена эта посуда?( Ответы детей)
-Значит она какая ?(Ответы детей)
-Правильно ,глиняная.
-А как надо обращаться с глиняной посудой? (Ответы детей )
-Конечно ,иначе они могут разбиться.
Что мы с вами рассматривали?
Дети: посуду.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру « Найди пару»
(дети ходят под музыку с посудой ,как останавливается музыка, ищут пару)
-Почему выбрали именно эту пару?
(обратить внимание на роспись дымковскую ,филимоновскую, а с другими росписями вы познакомитесь ,когда станете постарше)
Воспитатель:
-Ну ,что ребята идем дальше!
Купец 4
Тары- бары, растабары
Выпьем чай из самовара,
с бубликами вкусными
и с блинами русскими.
Воспитатель: Вот очередь дошла и до следующего товара.
-Как называется этот товар?(Ответы детей).
-А для чего нужен самовар?(Ответы детей).
-Все ли самовары на столе одинаковые ?(Ответы детей)
-А как вы думаете, почему так назвали этот предмет? (Ответы детей)
Самовары различной формы: круглые, цилиндрические. Самовар это устройство для приготовления кипятка «сам» «варит» отсюда и произошло слово самовар. Вода в нем закипала быстро и долго не остывала.
Скоморох:
Ребята вам понравилось на ярмарке? А я сейчас загадаю вам загадки и узнаю, что вы увидели на ярмарке?
1)Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки,
Называются….(матрешки)
2)Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная…(ложка)
Дышит дымом,
Дышит паром,
С жаром!
А зовется….(самоваром)
Скоморох:
Вы ребята не скучайте, угощенье получайте.
Будем Вас мы угощать, ярмарку закрывать (раздает петушки)
Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась
Приходите снова к нам ,рады мы всегда гостям!
Воспитатель: Ребятки нам пора прощаться с нашими гостями и возвращаться в группу. ( дети прощаются и уходят).