Веб-квест как способ активизации учебной деятельности на уроках химии и биологии
В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков
Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.
Сегодня во всех школах большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки;
Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, даёт мощный импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, я, как учитель, стремлюсь активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Одной из таких попыток стало использование веб-квеста, особого типа поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществляют с помощью Интернета. Чтобы ознакомиться с технологией создания веб-квеста, я посетила цикл занятий на мастер-классе «Создание и использование веб-квестов в учебном процессе»», проводимом учителем иностранного языка высшей квалификационной категории Поддубной Еленой Валерьевной.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения.
Квест с англ. «quest» — поиск, предмет поисков, поиск приключений; спрос.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Образовательный веб-квест -сайт в Интернет, посвященный определенной теме и состоящий из нескольких, связанных единой сюжетной линией разделов, насыщенных ссылками на другие ресурсы Интернет.
Веб-квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:
- введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять учащиеся;
- задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть веб-квеста. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;
- процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);
- оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;
-заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;
Разработчики веб-квеста как учебного задания Берни Додж и Том Марч рассматривают два вида веб-квестов: краткосрочный и долгосрочный.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:
- образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
- развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
- воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:
- использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
К ключевым характеристикам обучения можно отнести:
- актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся;
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
- междисциплинарный характер;
-тесная связь с реальной жизнью;
-неограниченность учебных ресурсов;
- оценка деятельности учащихся производится не только учителем, но и внешними экспертами, а также другими учащимися;
Работа учащихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным..
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Этапы работы над квестом:
1. Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
2. Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
3. Заключительный этап
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
Как видно, основной методической задачей учителя на пути создания хорошего веб-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании веб-квеста состоит в отборе качественных тематических материалов, соответствующих также уровню подготовки и психологическим и возрастным особенностям учащихся.
Специфика веб-квеста лишний раз убеждает в его широких возможностях применительно к обучению в группах. По мнению многих учителей, успешно внедряющих веб-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет две основных составляющих продуктивного обучения: проблемность и интерактивность, которая является ведущим фактором в обучении
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:
веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;
в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;
Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:
-для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
-технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
-медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов).
Термин «веб-квест» выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду (файлы конкретных программ, веб-сайт, содержащие интригу, цели, выбор героя, задания и т. д.), в которой действует учащийся.
Веб-квесты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.
В долговременных веб-квестах образовательная цель другого уровня: учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год.
Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.