Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики правительства Российской Федерации. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
На правительственном уровне физическую культуру и спорт рассматривают как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины. Высоко оценивается роль физического воспитания в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Низкий уровень спортивной жизни в сельской местности представляет огромную угрозу социального характера, это употребление алкоголя, наркотиков, повышение агрессивности среди подростков. Главная проблема спорта - это отсутствие патриотизма и пропаганды спорта, уменьшения числа специалистов в области спорта. Одной из трудностей при решении этой проблемы является отсутствие единой системы контроля и пропаганды спорта в целом.
Деятельность Проекта направлена на повышение сознательности Общества, приобщение молодёжи к спорту, оздоровление социальной среды в сельской местности. Сфера проекта – это стык социальной политики и пропаганды спорта. Реализация проекта позволит привлечь внимание населения к состоянию спорта в сельской местности.
Проект «Спорт – это жизнь!» позволит решить проблему занятости населения в селе. Проведение спортивных мероприятий позволит привлечь обучающихся и сельскую молодежь к спорту, освещение спортивных мероприятий и достижений спортсменов в местной газете «Заря» еще более увеличит спортивное движение в сельской местности.
Вся информационная база проекта, собранная во время мероприятий, будет выложена на сайте МБОУ-ООШ с.Александровка.
Постановка проблемы.
Девиз правительства РФ: «Спортивная нация - здоровая нация».
Поэтому мы задумались: а так ли на самом деле важны физкультура и спорт в нашей жизни?!
Именно этой, на наш взгляд, важной теме, мы и решили посвятить свою работу.
Основная идея проекта.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его дальнейшая жизнь. А физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель проекта:
Показать значение физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья и формирования личности.
Основные задачи проекта.
Показать, что благодаря регулярным занятиям физкультурой и спортом можно стать не только физически сильным и здоровым, но и упорным, настойчивым, что так необходимо в любом деле.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Участники проекта.
Главное в проекте - формирование устойчивой потребности личности в занятиях физкультурой и спортом, которое должно строиться на комплексной основе. Такой подход может обеспечиваться только совместными усилиями учителей, психолога, социального педагога, родителей, медицинских работников, учащихся, молодежи и администрации села.
Мероприятия по реализации проекта.
Проект реализуется в течение учебного года.
Мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы. Беседа с фельдшером Дисалиевой И.А.
Анкетирование учащихся 5-9 классов «Значение уроков физкультуры и спорта в твоей жизни».
Состояние физкультурно-оздоровительной работы в школе и ее значение в воспитании школьников. Беседа с учителем физической культуры Чихиревым А.Ю.
Исследование состояния здоровья учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.
Совместные спортивные мероприятия школы с детским садом «Тополек», ДК, администрацией Золотостепского муниципального образования.
Ожидаемые результаты.
Стратегическим приоритетом формирования потребности в занятиях физкультурой и спортом личности необходимо рассматривать создание системы физкультурно-оздоровительной работы, которая ориентируется не на проблему в состоянии здоровья и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал физкультуры и спорта и помощь несовершеннолетним и молодежи села в самореализации. Надеемся, что реализация данного проекта будет способствовать:
- Улучшение социального состояния сельских жителей;
- Повышение качества обучения в области спорта;
- Соблюдение качества учебной деятельности;
- Вовлечение молодёжи в спортивные секции;
- Увеличение пропаганды в области спорта.
Мониторинг.
- отзывы родителей;
- анкетирование учащихся;
- анализ занятости учащихся;
- фотоматериал проводимых мероприятий.
9. Результаты проекта в долгосрочной перспективе:
- Повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- Увеличение количества детей, занимающихся спортом и физической культурой;
- Увеличение количества детей, которые могут сами провести и организовать спортивный отдых;
- Дополнительная запись в спортивные секции и кружки;
- Укрепление здоровья учащихся;
- Высокая активность учащихся в спортивных мероприятиях.
Реализация проекта.
Шаг №1.
Для полного раскрытия этой сложной и серьезной темы мы обратились за консультацией к фельдшеру Ирине Андреевне Дисалиевой. Ирина Андреевна познакомила с мониторингом состояния здоровья учащихся (см.таб.№1) и рассказала о необходимости вести активный и здоровый образ жизни. Беседа получилась долгой и интересной. Мы узнали много нового и интересного.
Из нашей беседы мы сделали для себя следующий вывод:
«Человек - творец своего здоровья, за которое надо бороться».
Таблица №1. Данные показателя здоровья школьников по МБОУ-ООШ с. Александровка Советского района за 3 года.
Год
Всего уч-ся
Ι гр.
ΙΙ гр.
ΙΙΙ гр.
ΙV гр.
V гр.
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
2014-2015
126
28
22
62
49
36
28
-
-
-
-
2015-2016
115
28
24
65
56
22
19
-
-
-
-
2016-2017
127
30
23
65
51
23
18
-
-
-
-
Шаг №2.
Мы провели анкетирование учащихся 5-9 классов «Значение уроков физкультуры и спорта в твоей жизни». Опрошено 68 учеников.
В таблице представлены результаты данного опроса:
Вопросы
Положительный
ответ
Отрицательный ответ
Как ты относишься к урокам физкультуры?
94
6
Часто ли ты болеешь?
15
85
Занимаешься ли ты в спортивной секции?
82
18
Как занятия физкультурой и спортом сказываются на твоем здоровье?
90
10
Как видим, большинство ребят любят уроки физкультуры, с удовольствием занимаются и считают, что эти занятия положительно сказываются на состоянии их здоровья. Но 18% ребят не занимаются в спортивных секция, объясняя это отсутствием свободного времени, нежеланием заниматься спортом, состоянием здоровья.
Шаг №3.
Беседа с учителем физической культуры А.Ю. Чихиревым.
Чихирев Алексей Юрьевич подчеркнул, что в школе ведется целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа, которая предусматривает участие всех учеников в предлагаемых мероприятиях: физминутки на уроках, проведение подвижных перемен, занятия в секциях тенниса, баскетбола, спортивные игры, соревнования по пионерболу, по прыжкам в высоту, велогонки, Дни здоровья, военно-спортивная игра «Зарница», Лыжня России и т.д. Занятия спортом, принося победы, положительным образом сказываются на состоянии здоровья учащихся.
Мы решили проверить сказанное Алексей Юрьевичем, на примере учащихся, занимающихся спортом, и занимающихся только на уроках физкультуры. Мы взяли по 3 человека каждой группы из 8 и 9 классов. Проследили их состояние здоровья в течение прошлого полугодия и этой четверти. Знакомим вас с результатами:
Годы
Количество заболевших ОРВИ
1 группа
(занимающиеся физкультурой и спортом),
6 человек
2 группа
(занимающиеся только на уроках физкультуры),
6 человек
1 полугодие
2017-2018 уч.г.
1
6
3 четверть
2017-2018 уч.г.
0
5
Приходим к выводу:
1. Занятия физкультурой и спортом полезны для укрепления здоровья.
2. Если хочешь стать целеустремленным, ловким, дисциплинированным, организованным, уверенным в свои силы занимайся спортом.
3. Занимаясь спортом, приобретаешь новых друзей, учишься работать в команде.
4. Если каждый из нас будет вести здоровый образ жизни с самого детства, то мы будем здоровы и будем отлично себя чувствовать всю жизнь!!!
Шаг №4.
Сотрудничество школы с детским садом «Тополек», ДК, с администрацией Золотостепского муниципального образования.
Ученики нашей школы не первый год посещают различные кружки при сельском ДК, без их участия не проходит ни одно мероприятие. Также наши ученики ежемесячно проводят различные спортивные игры с воспитанниками детского сада «Тополек».
На территории с. Александровка имеется сельский спортивный зал. Наши ученики и молодежь села периодически организовывают спортивные турниры. В этом направление необходимо продолжить данную работу.
Шаг №5.
Перспективная деятельность.
Изыскать возможность дополнительного ресурсообеспечения. Привлечение спонсорских средств для:
- развития физкультуры и спорта в сельском спортивном зале
-приобретения спортивного инвентаря
- вовлечение молодёжи в спортивные секции
- увеличение пропаганды в области спорта
11. Используемая литература:
1. Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения. Н.И. Дереклеева “Родительские собрания в 1 – 11 классах”. Вербум-М. -Москва, 2001.
2. Новая иллюстрированная энциклопедия, т.12. Москва, ООО «Мир книги» 2005
3. Новая иллюстрированная энциклопедия, т10. Москва, ООО «Мир книги» 2004
4. Новая иллюстрированная энциклопедия, т17. Москва, ООО «Мир книги» 2004
5. Байярд Р.Т.,Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. - М. Просвещение, 1991.
6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М., 2003.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., ФиС, 1990.
8. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. 1995.