Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 16.07.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 97
    Гостей: 97
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    Урок по русскому языку "Имя существительное (обощение)", 6 класс
    Тема «Обобщение материала по теме: Имя существительное», 6 класс
    1. Орг. момент

    2. Сообщений темы и цели урока.
    Тема нашего урока: Обобщение материала по теме: Имя существительное.
    Цель урока: повторить изученный теоретический материал, на его основе выполнить
    ряд упражнений.

    3. Повторение изученного материала.
    Повторим сейчас общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного. Сейчас я вам покажу слайд с общими значениями разных частей речи, а вам необходимо выбрать только ту карточку, которая содержит значение существительного.
    - Итак, предмет, признак предмета, действие, количество предметов, признак признака (слайд).
    - Почему нельзя было выбрать другие значения? (Потому что, имя существительное обозначает предмет).
    - По каким вопросам мы узнаем существительное? (Кто? Что?). (постепенно появляется на слайде).
    - Прочитайте морфологические признаки частей речи: одуш./неодуш., собств./нариц., род, склонение, число, падеж, время, лицо (слайд).
    - Какие не относятся к существительному? (время, лицо)
    Каждая часть речи требует определенного порядка.
    - На какие группы можно разделить эти признаки? (пост./непост.) (слайд)
    Ребята, давайте распределим эти признаки на два столбика, (пост.: собств./нариц.,одуш./неодуш., род, склонение. Непост.: число, падеж).
    - Какую синтаксическую роль выполняет существительное: подлежащее,
    сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство (слайд).
    - Вспоминая выученный теоретический материал, мы восстановили схему
    морфологического разбора существительного. (проецируется на слайде)

    4. Выполнение тренировочных упражнений.
    - Как вы считаете, трудно ли найти существительное среди других слов? (нет).
    - Как вы будет искать существительное среди других слов? (задать вопрос и посмотреть, обозначает слово предмет)
    - Сейчас выполним упражнение, где вы должны показать умение находить
    существительное. Но задание для вас усложняется.
    - Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.

    Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный.

    - Какой внешне одинаковый корень у этих слов? (гор)
    - Можно ли считать все слова родственными? (нет, т.к. лексическое значение этих корней разное)
    - Посмотрите на эти слова и скажите, сколько групп родственных слов здесь
    представлено? (три группы: 1. - слова со значением: гореть; 2. - горе; 3. -
    горький).
    - Разделить страницу на три столбика, линии проводите так, чтобы их не было видно.
    - Найдите к каждой группе родственные слова и запишите их по столбикам.
    Гореть Горе Горький
    Горелка Горюшко Горчица
    Горение Горевать Горько
    Горячо Горемычный Горечь
    Горелый Горчичный
    - Прочитайте, что у вас получилось. (проверка по слайду)
    - Подчеркните среди них существительные.
    - В этом упражнении мы соединили два умения: мы доказали, что знаем, что
    существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Закрепили навыки определения родственных слов.
    - Мы сказали, что таблица на доске - схема морфологического разбора имени
    существительного. На конкретных примерах из текста проведем морфологический
    разбор. Для этого запишем под диктовку небольшой текст.

    Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.

    - Найдите в тексте имена собственные (Николай).
    - Назовите несколько нарицательных существительных (снегири, небо и т.д.)
    - В третьем предложении обозначьте склонения имен существительного (снега - 2 склонение; синеве - 1 склонение; солнце - 2 склонение)
    - Найдите в тексте существительные третьего склонения (отдельность - 3 склонение)
    - Что можно сказать о склонении существительных «время от времени»? (разносклоняемые).
    - В последнем подпишите падеж существительных (солнцу - Д.п., с ветки - Р.п., на ветку - В.п., снегири и синицы - И.п.).
    - Докажите, что третье предложение - сложное (2 простых предложения в составе сложного).
    - Вторую часть предложения разберем по членам (горело в небесной синеве косматое солнце).
    Проведем после подготовительной работы морфологический разбор существительного.

    1 вар. 2 вар.
    (В)синеве Солнцем
    (в) синеве - сущ. Солнцем - сущ.
    I. Обознач. предмет I. Обознач. предмет
    II. Н.Ф. синева - что? II.Н.Ф. солнце - что?
    1. Пост. морф, признаки.: нариц., неодуш., 1. Пост. морф, признаки: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.
    1 скл., ж.р.
    2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., П.п. 2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., Т.п.
    III. горело (где?) в синеве (обет.) III. залитое (чем?) солнцем (доп.)
    - Взаимопроверка по слайду.

    - Сейчас этими упражнениями подготовили себе основу для повторения
    орфографических правил, которым подчиняется правописание имен существительных.
    Сейчас мы повторим правописание окончаний существительных, О-Е после шипящих в корне, окончании и суффиксе, Ь после шипящих в сопоставлении с другими частями речи, правописание суффиксов существительных.
    - Почему важен морфемный анализ для орфографического правила? (надо иметь
    видеть, в какой морфеме находится орфограмма).

    5. Выполнение тренировочных упражнений
    - Чтобы вспомнить, сделаем такую работу. На слайде записаны словосочетания. Ваша
    задача: устно обозначить орфограммы и объяснить правописание (слайд):

    1. В мякоти лимона, шел по лестнице
    2. Бить ключом, хрустальный башмачок
    3. Много туч, окажет помощь
    4. Разносчик газет, опытный сварщик
    5. Ключик от шкатулки, кусочек сыра

    - Остановимся сейчас на правописании только нескольких орфограмм. Повторим
    сначала правописание окончаний существительных. Проведем работу с сигнальными
    карточками. Словосочетания записывать, только если допускается ошибка (делается графический комментарий):

    Вернулся из поездки
    Сидел в беседке
    Гулял вдоль дороги
    Был на лекции
    Доклад по ботанике
    Шел по тропинке
    Подъехал к станции
    Недалеко от деревни
    Сообщить об опасности
    Напомнить о долге
    Рассказ о бесстрашии
    Учился математике Вспомнил об Америке Встретились у акации Записал в тетради Посмотрел в учебнике Проснулся в кровати

    - Повторим правописание О-Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании. Приготовьте таблицу на странице №42.
    - Когда в корне пишем О? (без ударения) Когда Ё? (под ударением, если есть переход в Е)
    - Что сказано о правописании суффиксов существительных? (в суффиксах под ударением О).
    - Что пишется в окончаниях существительных под ударением? (в окончаниях под ударением пишется О).
    - Сейчас мы выполним упражнение «Третий лишний». Я даю по три слова (слайд), вам надо выбрать одно лишнее и записать в тетрадь:

    * Щётка, хранилище, шов
    * Добычей, саранчой, родничок
    * Комочек, флажок, стручок
    * Дачей, шепот, шорох

    - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.
    - Работать с правилом правописания существительных на шипящий будем в парах сменного состава.
    Ребята, поставьте 10 цифр в столбик. Вы получаете карточку с номером. Записываете слова в тетрадь под той же цифрой, что и на карточке. Затем меняетесь карточками с соседом и выполняете его карточку, записывая слова под тем же номером, что и на карточке. Выполнив карточку соседа, те, кто сидят на первом варианте, встают, и вместе с карточкой, которую только что выполнили, садятся на место соседа сзади. Тот, кто сидит за последней партой, переходит за первую парту. Придя к новому соседу, сразу меняетесь карточками и выполняете карточку соседа, записывая слова под тем же номером, что и на карточке.

    1. Ночь темна; дочь умна
    2. Врач профессионален; черный грач
    3. Много туч; мелочь в кармане
    4. Несколько тысяч; скорая помощь
    5. черный плащ; серая мышь
    6. культурная молодежь; лошадиная упряжь
    7. синий обруч; рубеж; веков
    8. в темноте рощ; горечь поражений
    9. силач на ринге; речной уж
    10. черная тушь; сладкая ложь

    Проверка:
    - Обменяйтесь с соседом своей работой, возьмите в руки простые карандаши. Я читаю
    слова и говорю правильный вариант написания, а вы проверяете и исправляете
    ошибки. Поставьте оценки в соответствии с той нормой, что записана на доске.
    0 ошибок - «5»
    1 - 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки- «3» все остальное - «2»
    - Молодцы! А сейчас будет очень интересная работа. Перед вами на слайде текст.
    Прочитайте его. В этом тексте спутались все предложения, и вам предстоит очень
    трудная задача: восстановить последовательность текста.

    1. Я стал бесшумно срывать ягоды (4)
    2. Набрел на большую поляну, посреди которой росли два дуба (2)
    3. Вдруг раздался шорох (5)
    4. Шел я по бесконечному шоссе, а потом свернул в лес (1)
    5. По краю поляны тянулись заросли малины (3)

    - Проверим, что у вас получилось (несколько учеников отвечают, затем выводится на доску
    правильный вариант)

    6. Подведение итогов.
    - Какую часть речи повторяли? Какие правила правописания имен существительных вспоминали.

    7.Домашнее задание
    Составить дома тест с вариантами ответа для своего соседа, используя правила, которые повторяли на уроке.
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: Anna7343 (12.11.2014) | Автор: Анна Карева
    Просмотров: 857 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]