![Единая Россия](https://uprobr.ucoz.ru/avatar/07/foto_rykOO2020/Yedro.jpg) ![](https://uprobr.ucoz.ru/avatar/07/foto2021/2022-08-25_171645.jpg) ![](https://uprobr.ucoz.ru/avatar/07/Teacher2023/dnevnik.jpg)
![](//uprobr.ucoz.ru/avatar/06/ricynki/logo2014.jpg)
Статистика |
Онлайн всего: 97 Гостей: 97 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Урок по русскому языку "Имя существительное (обощение)", 6 класс
Тема «Обобщение материала по теме: Имя существительное», 6 класс 1. Орг. момент
2. Сообщений темы и цели урока. Тема нашего урока: Обобщение материала по теме: Имя существительное. Цель урока: повторить изученный теоретический материал, на его основе выполнить ряд упражнений.
3. Повторение изученного материала. Повторим сейчас общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного. Сейчас я вам покажу слайд с общими значениями разных частей речи, а вам необходимо выбрать только ту карточку, которая содержит значение существительного. - Итак, предмет, признак предмета, действие, количество предметов, признак признака (слайд). - Почему нельзя было выбрать другие значения? (Потому что, имя существительное обозначает предмет). - По каким вопросам мы узнаем существительное? (Кто? Что?). (постепенно появляется на слайде). - Прочитайте морфологические признаки частей речи: одуш./неодуш., собств./нариц., род, склонение, число, падеж, время, лицо (слайд). - Какие не относятся к существительному? (время, лицо) Каждая часть речи требует определенного порядка. - На какие группы можно разделить эти признаки? (пост./непост.) (слайд) Ребята, давайте распределим эти признаки на два столбика, (пост.: собств./нариц.,одуш./неодуш., род, склонение. Непост.: число, падеж). - Какую синтаксическую роль выполняет существительное: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство (слайд). - Вспоминая выученный теоретический материал, мы восстановили схему морфологического разбора существительного. (проецируется на слайде)
4. Выполнение тренировочных упражнений. - Как вы считаете, трудно ли найти существительное среди других слов? (нет). - Как вы будет искать существительное среди других слов? (задать вопрос и посмотреть, обозначает слово предмет) - Сейчас выполним упражнение, где вы должны показать умение находить существительное. Но задание для вас усложняется. - Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.
Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный.
- Какой внешне одинаковый корень у этих слов? (гор) - Можно ли считать все слова родственными? (нет, т.к. лексическое значение этих корней разное) - Посмотрите на эти слова и скажите, сколько групп родственных слов здесь представлено? (три группы: 1. - слова со значением: гореть; 2. - горе; 3. - горький). - Разделить страницу на три столбика, линии проводите так, чтобы их не было видно. - Найдите к каждой группе родственные слова и запишите их по столбикам. Гореть Горе Горький Горелка Горюшко Горчица Горение Горевать Горько Горячо Горемычный Горечь Горелый Горчичный - Прочитайте, что у вас получилось. (проверка по слайду) - Подчеркните среди них существительные. - В этом упражнении мы соединили два умения: мы доказали, что знаем, что существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Закрепили навыки определения родственных слов. - Мы сказали, что таблица на доске - схема морфологического разбора имени существительного. На конкретных примерах из текста проведем морфологический разбор. Для этого запишем под диктовку небольшой текст.
Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.
- Найдите в тексте имена собственные (Николай). - Назовите несколько нарицательных существительных (снегири, небо и т.д.) - В третьем предложении обозначьте склонения имен существительного (снега - 2 склонение; синеве - 1 склонение; солнце - 2 склонение) - Найдите в тексте существительные третьего склонения (отдельность - 3 склонение) - Что можно сказать о склонении существительных «время от времени»? (разносклоняемые). - В последнем подпишите падеж существительных (солнцу - Д.п., с ветки - Р.п., на ветку - В.п., снегири и синицы - И.п.). - Докажите, что третье предложение - сложное (2 простых предложения в составе сложного). - Вторую часть предложения разберем по членам (горело в небесной синеве косматое солнце). Проведем после подготовительной работы морфологический разбор существительного.
1 вар. 2 вар. (В)синеве Солнцем (в) синеве - сущ. Солнцем - сущ. I. Обознач. предмет I. Обознач. предмет II. Н.Ф. синева - что? II.Н.Ф. солнце - что? 1. Пост. морф, признаки.: нариц., неодуш., 1. Пост. морф, признаки: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл. 1 скл., ж.р. 2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., П.п. 2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., Т.п. III. горело (где?) в синеве (обет.) III. залитое (чем?) солнцем (доп.) - Взаимопроверка по слайду.
- Сейчас этими упражнениями подготовили себе основу для повторения орфографических правил, которым подчиняется правописание имен существительных. Сейчас мы повторим правописание окончаний существительных, О-Е после шипящих в корне, окончании и суффиксе, Ь после шипящих в сопоставлении с другими частями речи, правописание суффиксов существительных. - Почему важен морфемный анализ для орфографического правила? (надо иметь видеть, в какой морфеме находится орфограмма).
5. Выполнение тренировочных упражнений - Чтобы вспомнить, сделаем такую работу. На слайде записаны словосочетания. Ваша задача: устно обозначить орфограммы и объяснить правописание (слайд):
1. В мякоти лимона, шел по лестнице 2. Бить ключом, хрустальный башмачок 3. Много туч, окажет помощь 4. Разносчик газет, опытный сварщик 5. Ключик от шкатулки, кусочек сыра
- Остановимся сейчас на правописании только нескольких орфограмм. Повторим сначала правописание окончаний существительных. Проведем работу с сигнальными карточками. Словосочетания записывать, только если допускается ошибка (делается графический комментарий):
Вернулся из поездки Сидел в беседке Гулял вдоль дороги Был на лекции Доклад по ботанике Шел по тропинке Подъехал к станции Недалеко от деревни Сообщить об опасности Напомнить о долге Рассказ о бесстрашии Учился математике Вспомнил об Америке Встретились у акации Записал в тетради Посмотрел в учебнике Проснулся в кровати
- Повторим правописание О-Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании. Приготовьте таблицу на странице №42. - Когда в корне пишем О? (без ударения) Когда Ё? (под ударением, если есть переход в Е) - Что сказано о правописании суффиксов существительных? (в суффиксах под ударением О). - Что пишется в окончаниях существительных под ударением? (в окончаниях под ударением пишется О). - Сейчас мы выполним упражнение «Третий лишний». Я даю по три слова (слайд), вам надо выбрать одно лишнее и записать в тетрадь:
* Щётка, хранилище, шов * Добычей, саранчой, родничок * Комочек, флажок, стручок * Дачей, шепот, шорох
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. - Работать с правилом правописания существительных на шипящий будем в парах сменного состава. Ребята, поставьте 10 цифр в столбик. Вы получаете карточку с номером. Записываете слова в тетрадь под той же цифрой, что и на карточке. Затем меняетесь карточками с соседом и выполняете его карточку, записывая слова под тем же номером, что и на карточке. Выполнив карточку соседа, те, кто сидят на первом варианте, встают, и вместе с карточкой, которую только что выполнили, садятся на место соседа сзади. Тот, кто сидит за последней партой, переходит за первую парту. Придя к новому соседу, сразу меняетесь карточками и выполняете карточку соседа, записывая слова под тем же номером, что и на карточке.
1. Ночь темна; дочь умна 2. Врач профессионален; черный грач 3. Много туч; мелочь в кармане 4. Несколько тысяч; скорая помощь 5. черный плащ; серая мышь 6. культурная молодежь; лошадиная упряжь 7. синий обруч; рубеж; веков 8. в темноте рощ; горечь поражений 9. силач на ринге; речной уж 10. черная тушь; сладкая ложь
Проверка: - Обменяйтесь с соседом своей работой, возьмите в руки простые карандаши. Я читаю слова и говорю правильный вариант написания, а вы проверяете и исправляете ошибки. Поставьте оценки в соответствии с той нормой, что записана на доске. 0 ошибок - «5» 1 - 2 ошибки - «4» 3-4 ошибки- «3» все остальное - «2» - Молодцы! А сейчас будет очень интересная работа. Перед вами на слайде текст. Прочитайте его. В этом тексте спутались все предложения, и вам предстоит очень трудная задача: восстановить последовательность текста.
1. Я стал бесшумно срывать ягоды (4) 2. Набрел на большую поляну, посреди которой росли два дуба (2) 3. Вдруг раздался шорох (5) 4. Шел я по бесконечному шоссе, а потом свернул в лес (1) 5. По краю поляны тянулись заросли малины (3)
- Проверим, что у вас получилось (несколько учеников отвечают, затем выводится на доску правильный вариант)
6. Подведение итогов. - Какую часть речи повторяли? Какие правила правописания имен существительных вспоминали.
7.Домашнее задание Составить дома тест с вариантами ответа для своего соседа, используя правила, которые повторяли на уроке. |
Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: Anna7343 (12.11.2014)
| Автор: Анна Карева
|
Просмотров: 857
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|