Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 16.07.2024, 12:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 

 управления образования администрации 

 Советского муниципального района 

Саратовской области


Поиск
 
Меню сайта


Мы в социальных сетях:

Категории раздела

Экспертиза ЭОР [59]
План - конспект урока с использованием ЭОР [71]



Единая Россия


Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • ГАУ ДПО «СОИРО»
  • Администрация СМР
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Форма входа
    Статистика

    Календарь
    Онлайн всего: 319
    Гостей: 319
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ЭОРы как основополагающий компонент » План - конспект урока с использованием ЭОР

    Урок ИЗО в 4 классе. Народные праздники. Масленица.
    Урок изобразительного искусства в 4 классе

    Тема: Народные праздники. Масленица.

    Цель урока:
    Обобщение и углубление знаний учащихся о русском народном празднике «Масленица». Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
    Задачи:
    Познавательные УУД:
    1. Определение проблемы, темы и целей работы во время совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе проекта «Масленица»;
    2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта;
    3. Анализ и синтез полученных данных, формулирование выводов на высоком уровне самостоятельности;
    4. Совместное установление способов действия, критериев оценки результатов. 5. Ознакомление с русским праздником «Масленица», его историческими корнями, обрядами и традициями.
    Коммуникативные УУД:
    1. Создание групп учащихся для работы над проектом и распределение задач между группами;
    2. Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;
    3. Развитие самокритичности, ответственности, уважения к труду товарищей и учителя;
    4. Повышение сплочённости класса.
    Регулятивные УУД:
    1. Овладение приёмами планирования и прогнозирования результатов;
    2. Овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
    3. Развитие саморегуляции (мобилизация сил и преодоление препятствий). Личностные УУД:
    1. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям;
    2. Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.
    Тип урока:
    Урок обобщения и систематизации знаний
    Оборудование:
    1. Для учителя: компьютер, проектор, презентация, иллюстрация картины Кустодиева Б.М. «Масленица», детские рисунки прошлых лет, картинки – пазл с изображением дней Масленицы, изображение солнышко с лучиками.
    2.Для детей: бумага формат А-4, графические и живописные материалы, кисти, палитра, баночка.
    Краткое описание:

    Изучение русского народного праздника Масленица методом проектной деятельности. На подготовительном этапе идёт обсуждение проекта, планирование деятельности, разделение учащихся на группы. Группы под руководством учителя осуществляют деятельность по решению проблемы и оформляют результаты. Результат проектной деятельности учащиеся демонстрируют на следующем уроке.
    1.Погружение в проект. Планирование деятельности.
    В классе мы говорили о приближении народного праздника «Масленица», с которым ребята уже познакомились в прошлом году. Захотелось узнать о нём как можно больше. Ребята разделились на группы для работы над проектом и распределили задачи. Было создано 3 группы:
    • Пословицы и поговорки о Масленице.
    • Почему говорят: первый блин комом?
    • Традиции проведения праздника, презентация «Масленичная неделя»
    На сбор информации была отведена неделя.
    (Группы учащихся искали информацию в интернете» с моей помощью и дома самостоятельно или с помощью родителей.)
    2.Осуществление деятельности по решению проблемы.
    В течение недели группы предоставили найденную информацию, подготовили выступление п презентацию.
    Оформление результатов.
    1 группа – подготовили пословицы, поговорки про Масленицу;
    2 группа – подготовила информацию о первом блине;
    3 группа – подготовлено выступление и презентация «Масленичная неделя».

    Ход урока:

    I. Организационный момент.
    Звучит музыка (П.И. Чайковский «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»). Приветствие учащихся.
    Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни. Сегодня замечательная погода, ярко светит солнце. И у нас есть солнышко (на доске рисунок с изображением солнышка), я надеюсь, что к концу урока оно будет светить ещё ярче, и вы ему обязательно поможете. А сейчас подарите друг другу тепло своих улыбок и послушайте несколько строк стихотворения «Февраль» А. Сокерина.

    Свирепо свищут вьюги,
    Сугробы снежные растут,
    Но очень скоро, ветры с юга
    Весну на крыльях принесут.

    Он переменчивым бывает,
    Он – ветродуй и зимобор,
    Ветрами зиму выдувает
    И с ней ведет упрямо спор.

    Он бокогрей. С утра морозит,
    А в полдень пригревает бок,
    Февраль весну уже ворожит,
    Февраль – зимы последний срок …

    II. Активизация знаний, сообщение темы и задач.
    Зима подошла к концу, но, несмотря на это она подарила нам различные праздники. Я предлагаю вам посмотреть презентацию (приложение 1) и назвать праздники, изображенные на слайдах:
    Новый год (слайд 2), Рождество(слайд 3), Святки(слайд 4) Крещение Руси(слайд 5), Старый Новый год (слайд 6), Татьянин день(слайд 7), день святого Валентина(слайд 8), 23 февраля – день защитников Отечества(слайд 9)
    - Посмотрите, сколько праздников!
    Несмотря на то, что они следуют друг за другом, традиции проведения и значения у них разные.
    Сегодня мы познакомимся с очень веселым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.
    А о каком празднике будет сегодня идти речь, я думаю, вы и без труда догадаетесь, разгадав ребус (слайд 10)
    - Правильно, это «Масленица». Какую цель и задачи мы поставим сегодня на уроке? (ответы учеников)

    III. Основная часть.
    Беседа.
    - А что вы знаете об этом празднике? (ответы учеников)
    - Если спросить у любого прохожего, что такое «Масленица», каждый, наверное, ответит — это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый, поэтому она была и остаётся обильной и очень сытной.
    - Ребята, а кто знает, как в старину называли масленицу, какие у неё были прозвища? (ответы учеников). За каждый ответ ученики получают Лучик.

    - А вот какие пословицы и поговорки были про Масленицу, мы узнаем из сообщения учеников первой группы. (приложение №2).

    Учитель:
    Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
    - Ребята, а какую поговорку про блины вы уже слышали? Эта поговорка была известна в 8-9 веке.
    Учащиеся пытаются угадать. Ответ: «Первый блин комам»
    - Скажите мне, а почему говорят «Первый блин комам»?
    (ответы учеников: первый блин часто подгорает)
    -Тогда посмотрите на экран. Вас ничего не смущает в этой поговорке?
    (она написана с ошибкой)
    - Оказывается, здесь никакой ошибки нет! А вот почему так говорят, мы узнаем из сообщения второй группы. Выступление «Первый блин комам» (приложение №3).
    Учитель:
    А сейчас я вам предлагаю отгадать русские народные загадки, имеющие отношение к приготовлению блинов.
    За правильный ответ ученики получают Лучик.
    Загадки:
    - Купили новенькое, такое кругленькое, а оно все в дырках. (сито)
    - Ему не спится, по ночам пыхтится. (Тесто)
    - В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)
    - Жидко, а не вода. Бело, а не снег. (Молоко)
    - В поле родился, на заводе варился, в стакане растворился. (Сахар)
    - Меня одну не едят, а без меня не едят. (Соль)
    - На сковородку - ручейком, со сковородки - солнышком. (Блин)
    - Дам есть - ворчит, не дам ничего - молчит. (Сковорода)
    - Я, когда несу еду, мимо рта уж не пройду. (Ложка)
    - Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают. (Блин)
    - Всего одна рука, и та на спине. " (Чайник)
    - Одну меня не едят, А без меня мало едят. (Соль)
    - Мать толста, дочь красна, сын - сокол, под небеса ушел. (Печь, огонь, дым.)
    - Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш.)
    - Четыре брата под одной шапкой живут. (Стол.)
    - Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит; но всегда стоит и всем сидеть велит. (Стул.)
    - Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит - всех приманит. (Самовар.)
    Учитель:
    Начиналась масленица за неделю перед Великим постом, каждый день масленицы имел своё название и значение. А знакомить нас с Масленичной неделей будут ученики третьей группы. Выступление учеников с презентацией «Масленичная неделя» (приложение №4).
    Учитель:
    Не только писатели и поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.
    Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины художника Б.М.Кустодиева «Масленица».

    - Что вы видите на картине? (ответы учеников)
    - Если внимательно вслушаться в картину она звучит или она безмолвна? (ответы учеников)
    - Что вы услышали? (ответы учеников)
    - Какую бы вы написали музыку к этой картине? (ответы учеников: веселую, задорную, легкую, быструю)

    III. Практическая работа.
    Перед вами стопка блинов, но они не обычные, каждый блин имеет название одного из семи дней Масленицы. Каждая группа берет по одному блину и собирает картинку-пазл. Затем отвечает: какой день Масленичной недели изображен на картинке. За правильный ответ команда получает Лучик.

    IV. Физминутка:
    Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).
    Солнышко стоит высокое (руки вверх).
    К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).
    До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).
    Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед).
    Дружно праздник проведем (руки на плечи).
    Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась.
    (руки поднимаются вверх и опускаются через стороны вниз, выдох).

    V. Самостоятельная работа.
    Изобразить то, что вам символизирует с праздником «Масленица» под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»)
    Учитель направляет ход работы, отмечает интересные идеи.

    VI. Итог урока.
    Вопросы для закрепления изученного материала:
    1. Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
    2. Сколько дней длится праздник? (7 дней)
    3. Назовите эти дни. (Встреча. Заигрыш. Лакомка. Разгул. Тещин вечерок. Золовкины посиделки. Прощеный день или проводы зимы. )
    4. Основное масленичное блюдо? (Блины)
    5. Почему блины круглые? (Символ солнца)

    VII. Рефлексия.
    - Вам урок понравился? Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас возьмите свои лучики и приклейте их к солнышку (на обратной стороне каждого лучика имеется двухсторонний скотч, воспользуйтесь им). Какое яркое солнышко у нас с вами получилось, готовое встречать весну. Молодцы!
    - Оценки за урок.

    VIII. Домашнее задание.
    1. Рисунки или сочинить стихотворение по теме урока.
    2. Рецепт приготовления блинов.

    Урок закончен. Большое спасибо за работу!
    Категория: План - конспект урока с использованием ЭОР | Добавил: ivagalpav (15.04.2015) | Автор: Иванова Галина Павловна
    Просмотров: 2658 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 Юльчик0111  
    Урок интересный!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]