Сложение и вычитание в пределах 100.Обитатели подводного мира.
Семенова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «СОШ «30» г. Энгельса
Дидактическое обоснование: Математика 2 класс, автор учебника Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 100. Обитатели подводного мира». Дидактическая цель: создать условия для закрепления детьми полученных знаний. Тип урока: «Урок рефлексии». Цель: 1) деятельностная (формирование у учащихся умений реализации полученных способов и норм деятельности). 2) содержательная (Сложение и вычитание в пределах 100. Закрепление умения решать выражения, составные задачи, задачи на смекалку. 3) воспитательная ( воспитание чувства любви ко всему живому, умение ценить красоту и удивительность подводного мира, положительного отношения к труду). Методы обучения: продуктивный Формы организации познавательной деятельности учащихся: Парная, групповая, фронтальная. Средства обучения, ПК, ммультипроектор, карточки с заданиями, жетоны.
Технологическая карта занятия.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Мотивация к учебной деятельности. На каком уроке мы продолжаем учиться? ( На уроке математики). Чему мы учились на предыдущих уроках математики? (Решали выражения, задачи, учили нумерацию чисел в пределах 100, учились выполнять умножение и деление). Чему будем учиться сегодня на уроке? (Продолжать решать выражения, задачи.) У нас сегодня необычный урок. Ребята, посмотрите сюда.(Раскручиваю сильно глобус). Какой цвет преобладает? Почему? (Потому что на Земле больше половины воды: моря, океаны, реки). Кого из обитателей подводного мира вы знаете? Подготовка класса к работе. Настрой на работу в стихотворной форме: Прозвенел для нас звонок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять и внимательно считать.
Отвечают на поставленные вопросы учителя. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Устный счет.
В царстве Нептуна много подданных, но больше всего рыб. А какая рыба самая большая, нам и предстоит сейчас выяснить. (Слайд 2). 90 – 40 – 5 +1 Рыба – верблюд 36 Китовая акула 46 Тигровая акула 84 Щука 73 Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула. (слайд 3). Такая акула даже в самом большом аквариуме не поместится. А ест она селедку и для людей неопасна. А какой длины эта рыба? (слайд 4). 15 +5 – 4 +3 = 18 (м) А теперь постарайтесь узнать морских животных. (слайд 5).(Дельфины, кит, касатки).А этих животных можно назвать рыбами ? (Эти животные – млекопитающие, потому что выкармливают своих детенышей молоком).Сейчас мы узнаем, какова длина этих животных. (слайд 6). Дети рассматривают выражения со скобками и решают их. Самое большое животное – какое? (Синий кит). Он достигает длиной 27 метров и весит 150 тонн. (слайд 7) Итак, мы узнали длину животных. (слайд 8). Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился: 16, 27,7,10. Какое число лишнее и почему? Увеличьте каждое число на 4. Уменьшите на 5.
.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Локализация затруднений. Решение задач. (слайд 9). У карликового кита длина тела 6 метров, а у голубого кита 27 метров. На сколько метров голубой кит длиннее карликового?
Игра «Угадай словечко». (слайд 10).
Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете название ещё одного обитателя подводного мира. с м н и г о ь о 21 39 53 50 96 19 33 74 (осьминог) Что вы знаете об осьминогах? (слайд11) Да, ребята, это морские моллюски. На голове у них 8 длинных щупалец – рук. Длина тела достигает 6 метров. А теперь задача – шутка. (слайд 12). На узенькой дорожке плясали осьминожки – 10 дочек – осьминожек и сыночков 10 тоже. Пришел папа – осьминог, 5 детишек уволок. Сколько деток – осьминожек Плясать остались тоже? Составляем краткую запись и решим задачу у доски. А теперь представим себе, что мы осьминожки.
Динамическая пауза. Танец осьминожек.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов, анализ схем. Логические: формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Обобщение затруднений во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
А сейчас мы узнаем, сколько сколько могут прожить животные, населяющие моря и океаны. (слайд 13) Дельфин 20 + …. = 50 Осьминог 74 - … = 70 И т. д.
Что вызвало у вас затруднение?
А теперь посмотрите, каких из этих животных вы знаете? Сейчас решим выражения, и вы узнаете, как зовут этих рыб. (работают по таблице слайда 14) Проверяем по таблице слайда 14. Решают примеры в тетради. Проговаривают, как найти верное рещение. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование
Личностные: самоопределение Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание, решать выражения, рефлексия способов и условий действия
Работа со слайдом 15. ( дети рассказывают об удивительных рыбах).
Дети дают краткую информацию о рыбах.
.
Личностные: самоопределение Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено. Познавательные: Умение выстраивать речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Включение в систему знаний и повторение. Вы узнали много про больших морских животных. А где можно увидеть маленьких рыбок? Как за маленькими рыбками можно ухаживать? Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. (слайд 16) Возле каждой рыбки пример. Вот вам аквариумы, сделанные из картона. Решайте, заселяйте свои аквариумы.
Работа в паре. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. Рефлексия учебной деятельности на уроке Чем рыбы отличаются от всех животных? Правильно, их тело покрыто чешуей. А вот у нашей рыбы чешуи нет, и сейчас мы поможем ей нарядиться. У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Понравился ли вам урок? Если понравился, наклеиваем красную чешуйку, если не понравился – синюю, если вы сомневаетесь – зеленую. Познавательные: рефлексия. Личностные: Смыслообразование Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Семенова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «СОШ «30» г. Энгельса
Дидактическое обоснование: Математика 2 класс, автор учебника Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 100. Обитатели подводного мира». Дидактическая цель: создать условия для закрепления детьми полученных знаний. Тип урока: «Урок рефлексии». Цель: 1) деятельностная (формирование у учащихся умений реализации полученных способов и норм деятельности). 2) содержательная (Сложение и вычитание в пределах 100. Закрепление умения решать выражения, составные задачи, задачи на смекалку. 3) воспитательная ( воспитание чувства любви ко всему живому, умение ценить красоту и удивительность подводного мира, положительного отношения к труду). Методы обучения: продуктивный Формы организации познавательной деятельности учащихся: Парная, групповая, фронтальная. Средства обучения, ПК, ммультипроектор, карточки с заданиями, жетоны.
Технологическая карта занятия.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Мотивация к учебной деятельности. На каком уроке мы продолжаем учиться? ( На уроке математики). Чему мы учились на предыдущих уроках математики? (Решали выражения, задачи, учили нумерацию чисел в пределах 100, учились выполнять умножение и деление). Чему будем учиться сегодня на уроке? (Продолжать решать выражения, задачи.) У нас сегодня необычный урок. Ребята, посмотрите сюда.(Раскручиваю сильно глобус). Какой цвет преобладает? Почему? (Потому что на Земле больше половины воды: моря, океаны, реки). Кого из обитателей подводного мира вы знаете? Подготовка класса к работе. Настрой на работу в стихотворной форме: Прозвенел для нас звонок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять и внимательно считать.
Отвечают на поставленные вопросы учителя. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Устный счет.
В царстве Нептуна много подданных, но больше всего рыб. А какая рыба самая большая, нам и предстоит сейчас выяснить. (Слайд 2). 90 – 40 – 5 +1 Рыба – верблюд 36 Китовая акула 46 Тигровая акула 84 Щука 73 Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула. (слайд 3). Такая акула даже в самом большом аквариуме не поместится. А ест она селедку и для людей неопасна. А какой длины эта рыба? (слайд 4). 15 +5 – 4 +3 = 18 (м) А теперь постарайтесь узнать морских животных. (слайд 5).(Дельфины, кит, касатки).А этих животных можно назвать рыбами ? (Эти животные – млекопитающие, потому что выкармливают своих детенышей молоком).Сейчас мы узнаем, какова длина этих животных. (слайд 6). Дети рассматривают выражения со скобками и решают их. Самое большое животное – какое? (Синий кит). Он достигает длиной 27 метров и весит 150 тонн. (слайд 7) Итак, мы узнали длину животных. (слайд 8). Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился: 16, 27,7,10. Какое число лишнее и почему? Увеличьте каждое число на 4. Уменьшите на 5.
.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Локализация затруднений. Решение задач. (слайд 9). У карликового кита длина тела 6 метров, а у голубого кита 27 метров. На сколько метров голубой кит длиннее карликового?
Игра «Угадай словечко». (слайд 10).
Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете название ещё одного обитателя подводного мира. с м н и г о ь о 21 39 53 50 96 19 33 74 (осьминог) Что вы знаете об осьминогах? (слайд11) Да, ребята, это морские моллюски. На голове у них 8 длинных щупалец – рук. Длина тела достигает 6 метров. А теперь задача – шутка. (слайд 12). На узенькой дорожке плясали осьминожки – 10 дочек – осьминожек и сыночков 10 тоже. Пришел папа – осьминог, 5 детишек уволок. Сколько деток – осьминожек Плясать остались тоже? Составляем краткую запись и решим задачу у доски. А теперь представим себе, что мы осьминожки.
Динамическая пауза. Танец осьминожек.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов, анализ схем. Логические: формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Обобщение затруднений во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
А сейчас мы узнаем, сколько сколько могут прожить животные, населяющие моря и океаны. (слайд 13) Дельфин 20 + …. = 50 Осьминог 74 - … = 70 И т. д.
Что вызвало у вас затруднение?
А теперь посмотрите, каких из этих животных вы знаете? Сейчас решим выражения, и вы узнаете, как зовут этих рыб. (работают по таблице слайда 14) Проверяем по таблице слайда 14. Решают примеры в тетради. Проговаривают, как найти верное рещение. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование
Личностные: самоопределение Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание, решать выражения, рефлексия способов и условий действия
Работа со слайдом 15. ( дети рассказывают об удивительных рыбах).
Дети дают краткую информацию о рыбах.
.
Личностные: самоопределение Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено. Познавательные: Умение выстраивать речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Включение в систему знаний и повторение. Вы узнали много про больших морских животных. А где можно увидеть маленьких рыбок? Как за маленькими рыбками можно ухаживать? Сейчас мы будем заселять рыбок в аквариум. (слайд 16) Возле каждой рыбки пример. Вот вам аквариумы, сделанные из картона. Решайте, заселяйте свои аквариумы.
Работа в паре. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. Рефлексия учебной деятельности на уроке Чем рыбы отличаются от всех животных? Правильно, их тело покрыто чешуей. А вот у нашей рыбы чешуи нет, и сейчас мы поможем ей нарядиться. У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Понравился ли вам урок? Если понравился, наклеиваем красную чешуйку, если не понравился – синюю, если вы сомневаетесь – зеленую. Познавательные: рефлексия. Личностные: Смыслообразование Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Спасибо за интересный и насыщенный урок. Урок построен по требованиям ФГОС. Тип урока удачно выбран для достижения дидактической целии задач поставленных на уроке. Применяются разноообразные методы и приемы. Разработку можно применять для учебной деятельности.