План-конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Имена существительные» Салтыкова М.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Цель урока: обучение определению роли имени существительного в тексте Задачи: обучающие: научить определять роль и место существительных в тексте; понимать словесную картину, изображаемую поэтом; развивающие: развивать речь учащихся, творческое воображение, формировать эстетический вкус. воспитательные: воспитать любовь к русскому языку, к произведениям литературы.
Ход урока 1. Орг. момент 2. Введение в урок (Слайд 1-6) Выразительное чтение стихотворения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» (Слайд 7) - Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого замечательного русского поэта, что вы можете о нем сказать? (Варианты ответов учащихся) - Запишите в тетрадь дату. 3. Формулирование темы и цели урока (Слайд 8) - Прочитайте загадки и запишите слова-отгадки в тетради: Загадка 1: Земля, вода, пшеница, класс – Все сущее, что окружает нас, Мы называем. Имя им даем: береза, солнце, речка, дом… (Имя существительное) Загадка 2: (Слайд 9) Поставил по порядку предложенья По смыслу, теме без сомненья И на абзацы разделил. Скажите, что я получил? (Текст) - Какие слова вы записали? (имя существительное, текст) - Определите по ним тему урока - Сформулируйте цели урока - Запишите тему урока в тетради «Имя существительное в тексте» (Слайд 10) 4. Изучение материала 1) Работа над стихотворением Ф.Тютчева «Весенние воды» (Слайд 11) - Прочитайте текст стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды». - Какую картину нарисовал поэт? - Какое настроение он передал? - Есть ли что-то необычное в выборе слов для художественного описания? - Какие средства художественной выразительности вы увидели (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). - Какой вывод вы можете сделать? (Слайд 12 стихотворение) Работа по вопросам (Слайд 13) Вывод: (Слайд 14) - Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 69 Работа по вопросам: - Как называется текст-описание места? (Пейзаж, пейзажная зарисовка, пейзажное описание) - Слова каких частей речи преобладают в текстах описаниях? (Имена существительные и прилагательные) - Что помогают увидеть существительные и прилагательные в тексте? (Картину, в которой каждый предмет занимает свое место). 2) Задание на дом Стихотворение С.Есенина «Весенний вечер» (Слайд 16, 17, 18) Задание: - Прочитайте выразительное стихотворение. Запишите, какие образы у вас возникают при чтении стихотворения? Расставьте в тексте необходимые знаки препинания, определите и подчеркните имена существительные как члены предложения, выучите стихотворение и подготовьтесь к диктанту по памяти. 5. «Развиваем воображение» (Слайд 19) 1. Игра в ассоциации - Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите фразу: «Имена существительные в тексте»? 2. Имя писателя – ассоциации (Слайд 20) - Начиная знакомство с новой книгой или текстом, вы всегда читаете сначала фамилию, имя автора. Это собственные имена существительные, которые могут рассказать о многом внимательному читателю. Вы встречаете знакомое имя, и возникают определенные предположения и ожидания. Например: Виктор Драгунский – это юмор, доброта, любовь, забота, семья, мама, папа, Дениска, друг, Мишка, события в школе и дома, приключения. - Назовите с помощью имен существительных, что вы ожидаете встретить в произведениях известных вам писателей: А.С.Пушкин, А.Беляев, А.Дюма 5. Итоги урока (Слайд 21) - Что повторили на уроке? - Что нового узнали об именах существительных? - В чем особенность их употребления в художественном тексте? - Найдите среди ключевых слов урока лишнее: имена существительное и прилагательное, текст, пейзажное описание, синтаксическая роль, общий род. 6. Домашнее задание (Слайд 22) 1. Найдите имена существительные в стихах С.Есенина и определите их роль. (Стихи по выбору) |